25. А.С.Грибоедов и театр.
Театральная атмосфера юности. Московский университет и первые драматургические опыты.
Война 1812 года и встреча с А.А.Шаховским.
Работа над комедией «Горе от ума». Творческое новаторство комедии «Горе от ума» – появление двух равнозначных сюжетных линий (любовной и общественно-политической), архитектоника, разговорный язык стиха и пр. «Горе от ума» как широчайшая картина дворянского общества перед декабристским восстанием.
Сценическая судьба комедии.
Значение творчества А.С.Грибоедова для развития русского сценического искусства.
Грибоедов Александр Сергеевич (1795 - 1829), драматург, поэт.
Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.
В студенческие годы общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок сП.Чаадаевым. В университете проявляются и поэтические способности Грибоедова.
Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.
В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.
В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать "Горе от ума", в Петербурге в 1824 работа была закончена.
Все попытки напечатать комедию не увенчались успехом, невозможной оказалась и постановка ее в театре. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.
В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.
После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как "политическую ссылку".
В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.
- 1. Европейский театр Средневековья.
- 3. Театр и культура эпохи Возрождения.
- 4. Трагедии Шекспира: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".
- 5. Театр ж.- б. Мольера.
- 7. Особенности английского ренесанса
- 8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
- 9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
- 10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
- 11. Театр б.Брехта.
- 12. Европейский театр абсурда.
- 13. Театральная революция Лессинга
- 14. Драматургия ф.Шиллера.
- 15. Театр б.Шоу.
- 16. Европейский театральный символизм.
- 17. Юджин о'Нил и Уильямс.
- 18. Театр в.Гюго.
- 19. Артур Миллер и американский театр.
- 20 .Театр э.Ионеску.
- 22. Жизнь и творчество Фёдора Волкова.
- 23. Русская драматургия второй половины хviii века.
- 24. Творчество д. И. Фонвизина.
- 25. А.С.Грибоедов и театр.
- 26. А.С.Пушкин: Драматург.
- 27. Театр н.В.Гоголя
- 28. Русский романтизм («Маскарад» м.Ю.Лермонтова).
- 30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.
- 31. Русская сатирическая комедия второй половины 19 в.: Сухово-Кобылин и Салтыков-Щедрин.
- 32. А.П.Чехов и мировой театр.
- 33. М.Горький и театр мхт ("На дне", "Бесы"), "Васса"1,2, "Егор"
- 34. Театр л.Андреева («Жизнь человека»).
- 35. Театр в.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп», баня).
- 36. Русская советская драматургия 20-х гг. Хх столетия (в.Билль-Белоцерковский, к.Тренев, м.Булгаков).
- 37. Творчество м. А. Булгакова "Дни Турбиных.
- 38.. Русская советская драматургия 30-40 годов хх в. (а.Арбузов, к.Симонов и т.Д.).
- 39. Драматургия и театр вов.
- 40. Театр а.Вампилова. (1 комедия, 1 драма)
- 41. Русская драматургия и театр 70-80 гг. Хх в.
- 42. Русский театральный авангард 20-х гг. Хх века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
- 43. К.С.Станиславский и мировой театр.
- 44. Мхат и его место в мировой театральной культуре.
- 45. Л.Толстой и театр.
- 46. Творчество Питера Брука.
- 47. Основные направления отечественной режиссуры 70-80х годов 20 века: Васильев, Морозов, Ефремов.
- 48. Искусство театра французского классицизма.
- 49. Русское актерское искусство середины второй половины хviii в.
- 50. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).
- 51. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
- 52. Русское актерское искусство конца хviii в.
- 53. Театр и.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).
- 54. Творчество Фредерика Леметра.
- 56. Театр с.Беккета.
- 57. Документальная драма ( п.Вайс).
- 58. Театр ф.Дюрренматта.
- 59. Русское актерское искусство второй половины хiх века.
- 60. Творчество Ленского и Сумбатого-Южного