14. Драматургия ф.Шиллера.
Революция в немецком театре, совершенная благодаря усилиям теоретика Г.Э. Лессинга. Теоретический труд Г.Э.Лессинга «Гамбургская драматургия» и пьеса «Эмилия Галотти», приобщившие немецкий театр к передовым идеям и открытиям в области театра ХVIII века. Значение достижений Лессинга, позволивших Гете и Шиллеру превратить современный им театр в «школу немецкого народа».
Творчество Ф.Шиллера в «штюрмерский период»: «Коварство и любовь», «Разбойники» – сочетание достижений «мещанской драмы» и высокой трагедии, синтез политической и национальной проблематики.
Увлечение Ф.Шиллера философией Канта. Роль идей, концепция истории личности в драмах Ф.Шиллера. Переход на позиции классицизма, служение идеалу и нравственному перевоспитанию личности – «Мария Стюарт».
Значение творчества Ф.Шиллера.
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился Шиллер 10 ноября 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре в семье военного фельдшера на службе герцога Вюртембергского. Воспитывался в строгой религиозной атмосфере; в 1772 г., окончив латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу сначала на юридическое, а затем на медицинское отделение, где познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с творчеством У. Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и натиска». В 1780 г., получив диплом, назначен полковым врачом в Штутгарт, где издал первую книгу — сборник стихов «Антология на 1782 г.» и завершил работу над первым драматическим произведением — «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782). В 1783 г. была написана драма из итальянской истории «Заговор Фиеско в Генуе». В том же году Шиллер, за самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету от герцога писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Шиллер бежал из Вюртемберга и поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь», 1784), затем с 1785 по 1787 гг. — в Лейпциге и Дрездене. В этот период была создана драма из испанской истории XVI в. «Дон Карлос». Новый этап жизни и творчества Шиллера открывается в 1787 г. с его отъездом в Веймар, где писатель прожил до конца своих дней и создал самые значительные свои произведения. Изучая историю, философию, эстетику, с 1788 г. Шиллер редактирует серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», пишет «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1 том), при содействии И. В. Гёте в 1789 г. занимает место профессора истории на кафедре Иенского университета, где в 1793 г. опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. Под влиянием философии И. Канта, приверженцем которой Шиллер к тому времени стал, он пишет ряд эстетических трудов: «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796) и др. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (тем более, что в 1792 г. Конвент присвоил ему звание «почетный гражданин Французской республики», однако он, в целом одобряя низвержение феодальных порядков, крайне негативно отнесся к казни Людовика XVI, ибо к тому времени считал неприемлемым любое проявление насилия. Точно так же негативно писатель воспринимал и сами революционные средства общественного переустройства, поскольку, в соответствии с его жизненной философией, «путь к свободе ведет только через красоту», в частности — через искусство. Новый подъем творчества Шиллера знаменует его дружба с Гёте. Они совместно создают цикл эпиграмм «Ксении» (греч. — «подарки гостям»). В 1795—1798 гг. Шиллер редактирует журнал «Ди Орен» в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В.А.Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «По-ликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. С 1791 г. Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» из эпохи Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799). В 1801 г. появляются еще две пьесы на историческую тему — «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева». Следующие драмы появляются в 1803 («Мессинская невеста») и 1804 («Вильгельм Телль») гг. Последняя — «Дмитрий» из русской истории, осталась незаконченной — 9 мая 1805 г. Шиллер скончался в Веймаре. Шиллер является одним из крупнейших трагиков мировой литературы и одним из самых популярных иностранных писателей в России, где он стал известен еще в 90-е годы Х\Ш1 в. в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Европейский театр Средневековья.
- 3. Театр и культура эпохи Возрождения.
- 4. Трагедии Шекспира: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".
- 5. Театр ж.- б. Мольера.
- 7. Особенности английского ренесанса
- 8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
- 9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
- 10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
- 11. Театр б.Брехта.
- 12. Европейский театр абсурда.
- 13. Театральная революция Лессинга
- 14. Драматургия ф.Шиллера.
- 15. Театр б.Шоу.
- 16. Европейский театральный символизм.
- 17. Юджин о'Нил и Уильямс.
- 18. Театр в.Гюго.
- 19. Артур Миллер и американский театр.
- 20 .Театр э.Ионеску.
- 22. Жизнь и творчество Фёдора Волкова.
- 23. Русская драматургия второй половины хviii века.
- 24. Творчество д. И. Фонвизина.
- 25. А.С.Грибоедов и театр.
- 26. А.С.Пушкин: Драматург.
- 27. Театр н.В.Гоголя
- 28. Русский романтизм («Маскарад» м.Ю.Лермонтова).
- 30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.
- 31. Русская сатирическая комедия второй половины 19 в.: Сухово-Кобылин и Салтыков-Щедрин.
- 32. А.П.Чехов и мировой театр.
- 33. М.Горький и театр мхт ("На дне", "Бесы"), "Васса"1,2, "Егор"
- 34. Театр л.Андреева («Жизнь человека»).
- 35. Театр в.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп», баня).
- 36. Русская советская драматургия 20-х гг. Хх столетия (в.Билль-Белоцерковский, к.Тренев, м.Булгаков).
- 37. Творчество м. А. Булгакова "Дни Турбиных.
- 38.. Русская советская драматургия 30-40 годов хх в. (а.Арбузов, к.Симонов и т.Д.).
- 39. Драматургия и театр вов.
- 40. Театр а.Вампилова. (1 комедия, 1 драма)
- 41. Русская драматургия и театр 70-80 гг. Хх в.
- 42. Русский театральный авангард 20-х гг. Хх века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
- 43. К.С.Станиславский и мировой театр.
- 44. Мхат и его место в мировой театральной культуре.
- 45. Л.Толстой и театр.
- 46. Творчество Питера Брука.
- 47. Основные направления отечественной режиссуры 70-80х годов 20 века: Васильев, Морозов, Ефремов.
- 48. Искусство театра французского классицизма.
- 49. Русское актерское искусство середины второй половины хviii в.
- 50. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).
- 51. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
- 52. Русское актерское искусство конца хviii в.
- 53. Театр и.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).
- 54. Творчество Фредерика Леметра.
- 56. Театр с.Беккета.
- 57. Документальная драма ( п.Вайс).
- 58. Театр ф.Дюрренматта.
- 59. Русское актерское искусство второй половины хiх века.
- 60. Творчество Ленского и Сумбатого-Южного