11. Театр б.Брехта.
Политический и социальный театр Б.Брехта вырос на фундаменте русского пролетарского агитпропа 20-х годов ХХ столетия и открытий послевоенного экспрессионизма.
Б.Брехт осуществил в своей драматургии девятый тезис К.Маркса и Л.Фейербаха - «задача не в том, чтобы объяснить жизнь, но в том, чтобы ее изменить».
Брехтовская эстетика «неарестотелевского театра» строится на особом способе организации игры актера, эффектом отстраненности, использованием зонгов, что вызывает активизацию познавательных возможностей зрителя, через разрушение сценической иллюзии. «Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошевая опера».
Влияние Б.Брехта на мировой театр: Ф.Дюрремата, М.Фриша, П.Вайса и т.д.
Каждый выдающийся драматург ХХ столетия был еще и теоретиком театра, который старался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни.Чехови Ибсен, Беккет и Йонеска не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и «объяснять» своипроизведения. Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историюлитературыкак теоретик и практик «эпического театра». Подобно Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлялтеатр«эпический». В чем же заключается отличие «эпического театра» Брехта от театра традиционного? Прежде всего, Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действа: зритель должен помнить, что сценическое действие - это не жизнь, а именно театр. Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, была отсутствие эмоциональной реакции у зрителей.
Пьеса не должна волновать, вызвать слезы или какие-то другие эмоции, она должна принудить зрителя думать. Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком театре нет положительных и отрицательных героев - это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал думать над тем, что происходит на сцене. В таком театре ведущей есть роль автора, для которого все действие - лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный подтекст. Так, знаменитейшая пьеса«Матушка Кураж и ее дети» создавалась в то время, как Гитлер начал Другу мировую войну. И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, самаяпьеса, а особеннообразее главной героини, приобретают вневременное звучание. По сути этопроизведениео жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека.
В центре пьесе - маркитантка Анна Фирлинг, которая больше известная как матушка Кураж. Для матушки Кураж война- это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у матушки Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается сама. Пьеса Брехта завершается такой сценой: матушка Кураж уже самая тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл «эпического театра»: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе «Матушка Кураж и ее дети» автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему. Но «прозрение» матушки Кураж не происходит. Больше к тому, самая «профессия» матушки Кураж предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей «профессии». Несмотря на то что война забрала ее детей, матушке Кураж нужна война, война - это единый способ ее существования.
«Эпический театр» Брехта дал возможность заставить зрителя анализировать то, что происходит на сцене, сделал его активным участником действия. И это одно из главных достижений «эпического театра».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Европейский театр Средневековья.
- 3. Театр и культура эпохи Возрождения.
- 4. Трагедии Шекспира: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".
- 5. Театр ж.- б. Мольера.
- 7. Особенности английского ренесанса
- 8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
- 9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
- 10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
- 11. Театр б.Брехта.
- 12. Европейский театр абсурда.
- 13. Театральная революция Лессинга
- 14. Драматургия ф.Шиллера.
- 15. Театр б.Шоу.
- 16. Европейский театральный символизм.
- 17. Юджин о'Нил и Уильямс.
- 18. Театр в.Гюго.
- 19. Артур Миллер и американский театр.
- 20 .Театр э.Ионеску.
- 22. Жизнь и творчество Фёдора Волкова.
- 23. Русская драматургия второй половины хviii века.
- 24. Творчество д. И. Фонвизина.
- 25. А.С.Грибоедов и театр.
- 26. А.С.Пушкин: Драматург.
- 27. Театр н.В.Гоголя
- 28. Русский романтизм («Маскарад» м.Ю.Лермонтова).
- 30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.
- 31. Русская сатирическая комедия второй половины 19 в.: Сухово-Кобылин и Салтыков-Щедрин.
- 32. А.П.Чехов и мировой театр.
- 33. М.Горький и театр мхт ("На дне", "Бесы"), "Васса"1,2, "Егор"
- 34. Театр л.Андреева («Жизнь человека»).
- 35. Театр в.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп», баня).
- 36. Русская советская драматургия 20-х гг. Хх столетия (в.Билль-Белоцерковский, к.Тренев, м.Булгаков).
- 37. Творчество м. А. Булгакова "Дни Турбиных.
- 38.. Русская советская драматургия 30-40 годов хх в. (а.Арбузов, к.Симонов и т.Д.).
- 39. Драматургия и театр вов.
- 40. Театр а.Вампилова. (1 комедия, 1 драма)
- 41. Русская драматургия и театр 70-80 гг. Хх в.
- 42. Русский театральный авангард 20-х гг. Хх века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
- 43. К.С.Станиславский и мировой театр.
- 44. Мхат и его место в мировой театральной культуре.
- 45. Л.Толстой и театр.
- 46. Творчество Питера Брука.
- 47. Основные направления отечественной режиссуры 70-80х годов 20 века: Васильев, Морозов, Ефремов.
- 48. Искусство театра французского классицизма.
- 49. Русское актерское искусство середины второй половины хviii в.
- 50. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).
- 51. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
- 52. Русское актерское искусство конца хviii в.
- 53. Театр и.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).
- 54. Творчество Фредерика Леметра.
- 56. Театр с.Беккета.
- 57. Документальная драма ( п.Вайс).
- 58. Театр ф.Дюрренматта.
- 59. Русское актерское искусство второй половины хiх века.
- 60. Творчество Ленского и Сумбатого-Южного