Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
I.Эстетика И. Канта
II.Место эстетики в системе абсолютного идеализма Г. Гегеля
III.Эстетика Ф. Шеллинга
Основные понятия: способность суждения, прекрасное, целесообразность без цели, суждение вкуса, возвышенное, разум, моральное чувство, классификация искусств, гений, идея, абсолютный дух, идеал, символическая, классическая, романтическая формы искусства, философия искусства, абсолют.
I. Время разработки немецкой классической эстетики – вторая половина XVIII – первая половина ХIХ в. В ее основе – теоретические концепции И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга.
Родоначальник немецкой классической эстетики Иммануил Кант (1724 – 1804) в своем главном труде по эстетике «Критика способности суждения» (1790) предпринимает попытку преодоления противоречия между эмпирическим и рационалистическим объяснением эстетических проблем. И. Кант рассматривает эстетику как часть философской науки, но в то же время – каксубъективные условия восприятия прекрасного, анализирует способность суждениякак эстетическую категорию. Особенность эстетического чувства И. Кант видит в его бескорыстии. Оно, по Канту, сводится к чистому любованию предметом. Поэтомупрекрасноеесть предмет незаинтересованного любования.
Вторую особенность прекрасного Кант видит в том, что прекрасное становится предметом всеобщего любования без помощи понятия, без помощи категорий рассудка. В характеристике прекрасного Кант использует также понятие целесообразность. Красота есть форма целесообразности предмета, но воспринимается она без представления о цели. Таким образом, прекрасное, по Канту, есть то, что нравится нам без всякого понятия, своей чистой формой, как предмет всеобщего любования.
Характеризуя категорию «возвышенное», И. Кант отмечает, что оно ни в какой чувственной форме содержаться не может и касается только идей разума. Возвышенное можно только мыслить, но не созерцать. Если прекрасное привлекает, то возвышенное не только привлекает, но и отталкивает. Основание для восприятия прекрасного, по Канту, – вне нас, возвышенного – только в душе того, кто высказывает суждения, поскольку возвышенное требует «расположения души». Возвышенное – это нарушение меры: возвышенное возвышает, способствует преодолению страха. Кант утверждает, что суждение о возвышенном требует культуры и развитого воображения, является мерилом нравственности человека.
Эстетическое суждение у Канта рефлективно, априорно, субъективно. Эстетическое суждение – это суждение вкуса. Причем суждение вкуса выражает не качество предмета, а душевное состояние того, кто созерцает. Необходимость вкуса оказывается субъективной необходимостью, она коренится в субъекте, в сознании, взятом в эмоциональном аспекте.
Искусство, по Канту, следует отличать от ремесла, так как первое называется свободным, а второе – наемным. Кант создает свою классификацию искусств, в которой он выделяет механические и эстетические искусства. Механическим он называет искусство, реализующее познание. Эстетическое искусство делится, по Канту, на приятное (предназначенное для развлечения) и изящное (содействующее «культуре способностей души»). К изящным искусствам Кант относит изобразительное искусство, поэзию, музыку, утверждая, что эти искусства возможны только черезгений, а само художественное произведение есть продукт творчества гения.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения