22. Башнеобразный тип храма.
Церковь Пятницы на Торгу 1207г., особенная церковь: 4-столпная, одноглавая, три высоких двухэтажных притвора придают церкви ступенчатый характер, притворы полностью открыты вовнутрь, что придает интерьеру крестообразный характер, центральная апсида выступает далеко на восток, остальные имеют внутри полукруглую форму, а снаружи прямоугольную, круглые опоры внутри. Верхняя часть утрачена.Исследования установили 2 важных особенности завершения: углы основного объема и притворов акцетированы сложно профиллированными пилястрами, фасады имели трехлопастное (а не закомарное) завершение. Все это говорит о принадлежности храма к группе башнеобразных храмов (известных по арх чернигова, полоцка, смоленска и др). Особенная близость с церковью Михаила Архангела в Смоленске 90-е гг 12 века и церковь в Полоцком Детинце. Получается, что новгородские купцы пригласили для постройки Пятницы на Торгу полоцких мастеров или смоленских. Это был не единственный храм башнеобразного типа в Новгороде, церковь Михаила на Прусской улице(20-е гг 13в). Башнеобразные храмы конца 12 – нач 13 в знаменовали новый этап отечественного зодчества. Усиление контактов между мастерами разных школ и переработка византийской системы. Отдельные элементы таких башнеобразных композиций были известны уже 11 –нач 12 века (ступенчатые своды Киевской Софии, свод в четверть круга в Софии Ногородской, трехлопастное завершение притворов церкви Спаса на Берестове). Предпосылки складываются в Полоцкой земле в пер пол сер 12 в, яркий пример: собор Спасо Ефросиньевского монастыря. В соседней смоленской земле в конце 12 – нач 13 века (под воздействие полоцкого примера) складывается архитектурная школа. До нас дошел лишь Михаило Архангельский храм на Смедыни. Южно-русскую группу памятников нового типа составляет: Пятницкая церковь в Чернигове, Дворцовая церковь Василия в Овруте, храм Апостолов в Белгороде. Заказчик этих храмов – Рюрик Ростиславович. Зодчий, предположительно, мастер Петр Меланега. Также были постройки в Киеве, Новгороде северском и Путивле. Ступенчатая композиция, предрасположенность к декоративизму свидетельствует о появлении особого древнерусского типа архитектуры.
- История изучения.
- Князь Владимир.
- Спасо-Преображенский собор.
- София Киевская.
- София Новгородская
- София Полоцкая
- Софийное строительство
- 8. Вторая половина 11в., начало 12.
- 9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
- 10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.
- 11. Архитектурные школы XII века. Смоленская.
- 12. Архитектурные школы XII века. Гродненская.
- 13. Архитектурные школы XII века. Галицкая.
- 14. Вламиро-суздальская земля. Мономах, Юрий Долгорукий.
- 15. Тоже самое, Боголюбский.
- 16. Тоже самое, Всеволод.
- 17. Тоже самое, сыновья Всеволода.
- 18. Новгород, первая треть 12 века.
- 19. Тоже самое, Псковский этап.
- 20. Тоже самое, Ладожский этап.
- 21. Тоже самое к 12-нач. 13 века.
- 22. Башнеобразный тип храма.
- 23. Техника мозаики, фрески, иконописи.
- 24. София Киевская – фрески.
- 25. София Киевская – мозаики.
- 26. София – Новгород.
- 27. Михайловские мозаики.
- 28. Иконопись 11-12 веков.
- 29. Иконы новгородского происхождения.
- 30. Владимирская Богоматерь.
- 31. Ярославская оранта.
- 32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
- 33. Роспись Спасо-Преображенского собора во Пскове.
- 34. Церковь Георгия в Старой Ладоге, фрески.
- 35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).
- 36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
- 37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).
- Церковь Михаила Архангела в Смоленске – вновь открыты фрески.
- 38. Миниатюра 11-12 века.