9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
В 20-е – 30-е г. 12 века Русь распадается на несколько княжеств. Новый этап ознаменован появлением местных или региональных направлений в архитектуре (школ). Различие школ также в использовании местных строительных материалов. В 12 в. преобладают четырехстолпные храмы, тип крестово-купольной архитектуры упрощается, наблюдается к концу 12 века общая тенденция к возведению храмов башнеобразного вида с ярко выраженной акцентировкой вертикального размера, его преобладанием над размерами в плане. Больше всего сохранились памятники Приднепровской школы(также Владимиро-суздальской и новгородской). По стилистической особенности к этому направлению относятся памятники Киева, Чернигова, Переяславля южного, Турова, Владимиро – Волынского, Рязани и Смоленска (до 80-х г. 12 века). Ведущими центрами были Киев и Чернигов. Ведущую роль в каменном строительстве по-прежнему играл княжеский заказ. Меняется система кладки (только из плинфы, без камня) – особенность. Неизменно связующее – известковый раствор с цимянкой. Киевская церковь Успения на Подоле (1131-1135) построена на месте старого храма (по раскопкам). Храм разобран в 30 г 20 века. Шестистолпный, одноглавый храм. Новые детали – массивные полуколонны при обычных лопатках делят фасады в соответствии с их внутренней структурой, аркатурный пояс под закомарами. Подобные детали повторяются в хорошо сохранившемся Георгиевском храме в Каневе (заложен 1144 ). В постройках этого времени исчезают лестничные башни, вход на хоры устраивается в толще стены. В Георгиевской церкви на хоры попадали по лестнице в северной стене. Знаменитая Кирилловская церковь в Киеве построена в 40-х годах 12 века, облик изменен в 17-19 века, но стены и столбы древние. Сложен в технике равнослойной кладки, шестистолпный, вход на хоры в толще северной стены, с севера и юга к храму примыкали небольшие пристройки, внутри частично сохранилась фресковая роспись. Церковь на Вознесенском спуске, четырехстолпный, по археологическим раскопкам. Относится к группе башнеобразных построек к.12 н. 13. Ротонда, не часто встречающийся на Руси тип здания, возможно это остатки католической церкви, построенной по заказу живших в Киеве иноземцев. Черниговские постройки этого времени близки по типу и стилю с Киевскими. Это Успенский собор Елецкого монастыря и храм Бориса и Глеба в Детинце. Архитектурный тип и посвящение собора Елецкого монастыря восходят к успенскому собору Киево-Печерской лавры, но его общая композиция проще, техника кладки ровнослойная, т.е. в нормах 12 века, также как и декоративные элементы. Храм сохранился хорошо, но с некоторыми наслоениями 17 века. Борисоглебский собор датируется 20-ми годами 12 века. Здание охранило первоначальную структуру, утраты относятся к верхним частям здания. Как и другие постройки этого времени, храм шестистолпный, трехапсидный, с одной главой.
Х-ка преднепровской школы:
Равнослойная система кладки, полуколонны с лопатками на фасадах, декоративная аркатура, перспективный портал.
Глубина заложения фундамента около 2 метров. Раскопками выявлена галерея примыкавшая с севера и запада к зданию. С юга остатки притвора. Михайловская церковь выявлена раскопками (1174 г) и Благовещенский храм 1186 г (впечатляют размеры). Остатки мозаичного пола (павлин в круге), фресковой росписи. Полной противоположностью была Ильинская церковь у входа в Пещерный монастырь на Болдиных горах в Чернигове. Совсем небольшой храм – 13 на 7.5 метров, бесстолпный, одноапсидный, равнослойная система кладки. Пятницкая церковь на Торгу сильно пострадала во время ВОВ. На четырехтолпном основании, трехапсидный, одноглавый, динамику усиливают полукружья барабана, внутри подпружные арки перекинуты выше сводов это усиливают динамику. Есть предположение, что строительство Пятникого храма вел Петр Милонег, близкие по композиции храмы Рязани ( например Спасский собор 12 века), Новгорода, храмы Переяславля. Киево-Черниговская архитектурная линия прослеживается в постройках Владимира Волынского. Главный храм – Успенский собор 1156-1160 г. Хорошо сохранился и отреставрирован. Шестистолпный, одноглавый храм, перспективные порталы, аркатура ровнят этот храм с Киево-Печорскими постройками. В Владимире Волынском также находится храм Старая кафедра, предположительно Федоровская церковь. Каменное строительство в Смоленске началось в начале 12 века постройкой Успенского собора в 1101 г. Владимиром Мономахом (не сохранился). Третьей четвертью датируются древнесмоленские церкви Петра и Павла (четырехстолпный, фасады не побелены, кирпичная орнаментика, аркатура и нишки придают зданию нарядный вид) и Иоанна Богослова (сохранилась хуже). К западу найдены остатки ротонды, по стилю также как и Киевская, это ротонда выпадает из архитектуры Древней Руси. Заказчики – иноземные купцы.
- История изучения.
- Князь Владимир.
- Спасо-Преображенский собор.
- София Киевская.
- София Новгородская
- София Полоцкая
- Софийное строительство
- 8. Вторая половина 11в., начало 12.
- 9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
- 10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.
- 11. Архитектурные школы XII века. Смоленская.
- 12. Архитектурные школы XII века. Гродненская.
- 13. Архитектурные школы XII века. Галицкая.
- 14. Вламиро-суздальская земля. Мономах, Юрий Долгорукий.
- 15. Тоже самое, Боголюбский.
- 16. Тоже самое, Всеволод.
- 17. Тоже самое, сыновья Всеволода.
- 18. Новгород, первая треть 12 века.
- 19. Тоже самое, Псковский этап.
- 20. Тоже самое, Ладожский этап.
- 21. Тоже самое к 12-нач. 13 века.
- 22. Башнеобразный тип храма.
- 23. Техника мозаики, фрески, иконописи.
- 24. София Киевская – фрески.
- 25. София Киевская – мозаики.
- 26. София – Новгород.
- 27. Михайловские мозаики.
- 28. Иконопись 11-12 веков.
- 29. Иконы новгородского происхождения.
- 30. Владимирская Богоматерь.
- 31. Ярославская оранта.
- 32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
- 33. Роспись Спасо-Преображенского собора во Пскове.
- 34. Церковь Георгия в Старой Ладоге, фрески.
- 35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).
- 36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
- 37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).
- Церковь Михаила Архангела в Смоленске – вновь открыты фрески.
- 38. Миниатюра 11-12 века.