logo
вариант по Булкину немного в перемешку))

36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.

В меньшей мере демократизм новгородского искусства проявлялся в станковой живописи. К новгородским иконам относится икона "Ангел Златые власы", привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом. По мере своего развития новгородская живопись, так же как и киевская, стала утрачивать гармоничную ясность образов. Персонажи новгородской иконописи 12 - 13 вв. принимают суровый драматический характер ("Спас Нерукотворный" из Успенского собора). Это связано с дальнейшим развитием феодализма, когда многомиллионные народные массы закрепощались и закабалялись феодалами. Поэтому исходной мыслью для древнерусского художника становилась мысль о греховности, несправедливости реальной жизни. В русской иконописи 12 - 13 вв. преобладали темы мученичества, христианской жертвенности, тяжкой, безысходной борьбы со злом. 

Владимиро-суздальская монументальная живопись отличается изяществом формы, богатством красок и оттенков, "суздальской" нарядностью. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон 12 - нач. 13 вв. самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина 12 в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери", византийского происхождения, которую привез Андрей Боголюбский из киевского Вышгорода во Владимир в Успенский собор.

"Владимирская Богоматерь" стала не только местной святыней, но и образцом для подражания. Большой интерес представляет икона "Дмитрий Солунский" из Дмитрова : Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечем в руках. Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.