36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
В меньшей мере демократизм новгородского искусства проявлялся в станковой живописи. К новгородским иконам относится икона "Ангел Златые власы", привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом. По мере своего развития новгородская живопись, так же как и киевская, стала утрачивать гармоничную ясность образов. Персонажи новгородской иконописи 12 - 13 вв. принимают суровый драматический характер ("Спас Нерукотворный" из Успенского собора). Это связано с дальнейшим развитием феодализма, когда многомиллионные народные массы закрепощались и закабалялись феодалами. Поэтому исходной мыслью для древнерусского художника становилась мысль о греховности, несправедливости реальной жизни. В русской иконописи 12 - 13 вв. преобладали темы мученичества, христианской жертвенности, тяжкой, безысходной борьбы со злом.
Владимиро-суздальская монументальная живопись отличается изяществом формы, богатством красок и оттенков, "суздальской" нарядностью. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон 12 - нач. 13 вв. самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина 12 в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери", византийского происхождения, которую привез Андрей Боголюбский из киевского Вышгорода во Владимир в Успенский собор.
"Владимирская Богоматерь" стала не только местной святыней, но и образцом для подражания. Большой интерес представляет икона "Дмитрий Солунский" из Дмитрова : Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечем в руках. Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.
- История изучения.
- Князь Владимир.
- Спасо-Преображенский собор.
- София Киевская.
- София Новгородская
- София Полоцкая
- Софийное строительство
- 8. Вторая половина 11в., начало 12.
- 9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
- 10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.
- 11. Архитектурные школы XII века. Смоленская.
- 12. Архитектурные школы XII века. Гродненская.
- 13. Архитектурные школы XII века. Галицкая.
- 14. Вламиро-суздальская земля. Мономах, Юрий Долгорукий.
- 15. Тоже самое, Боголюбский.
- 16. Тоже самое, Всеволод.
- 17. Тоже самое, сыновья Всеволода.
- 18. Новгород, первая треть 12 века.
- 19. Тоже самое, Псковский этап.
- 20. Тоже самое, Ладожский этап.
- 21. Тоже самое к 12-нач. 13 века.
- 22. Башнеобразный тип храма.
- 23. Техника мозаики, фрески, иконописи.
- 24. София Киевская – фрески.
- 25. София Киевская – мозаики.
- 26. София – Новгород.
- 27. Михайловские мозаики.
- 28. Иконопись 11-12 веков.
- 29. Иконы новгородского происхождения.
- 30. Владимирская Богоматерь.
- 31. Ярославская оранта.
- 32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
- 33. Роспись Спасо-Преображенского собора во Пскове.
- 34. Церковь Георгия в Старой Ладоге, фрески.
- 35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).
- 36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
- 37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).
- Церковь Михаила Архангела в Смоленске – вновь открыты фрески.
- 38. Миниатюра 11-12 века.