Софийное строительство
Это строительство 30-х – 50-х г. 11 века, время Ярослава Мудрого, время расцвета Киевской Руси. О зодчих ничего не известно, но это было подражание зданиям Константинополя. Храмы посвящены Софии – премудрости Божией. Последовательное возведение 3 софийских соборов. В этот период переживаются те стороны христианского учения, которые связаны с чаяниями вечной жизни, преображением человеческого естества, воскресением. Софийские соборы передают духовный пафос времени Ярослава. Это самые большие постройки домонгольского периода.
София Киевская.
В 1037 г., во время Ярослава Мудрого, в несколько раз была увеличена территория города и был возведен Софийский собор, церковь Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними (подражание зданиям Константинополя). Софийский собор был поставлен на поле вне града, на месте победе в битве над печенегами. Фигурные главы, барочный декор. Кладка из плинфы и камня опус микстум на цимяночном растворе.. Одежды барочного стиля собор получил в к. 17 – нач. 18 в. Собор исследуется с нач. 19 в., первый обмер в 1810 г. Зап. стена обрушилась в 17 в. и после была возведена по-новому. Собор был задуман и осуществлен единовременно. Пятинефное с пятью апсидами здание с двумя поясами галерей, которые охватывали его с севера, запада и юга. Внутр. Галереи двухэтажные, внешние широкие одноэтажные. В системе внешних галерей 2 башни, храм увенчан 13 главами, и двумя еще над башнями. Внутри храма своды опирались на 12 крестообразных столбов. Площадь храма ок. 600 кв. метров, размер 54, 6 на 41, 7. Использовались голосняки. Сохранились мозаичные полы, пол из плиток на переферии. Мозаики украшали наиболее важные в богослужебном отношении части храма. Купол, барабан, паруса, верх, подпружные арки, предалтарные столбы и центральную апсиду. Фресками были украшены остальные части храма. Особо стоит отметить светские сюжеты в башнях. Редчайшие случаи изображения на фресках светских сюжетов из киевского и константинопольского быта (императорского и княжеского). Завершение строительства не позднее 1045 года, когда был заложен следующий софийский храм. Это самое большое здание домонгольского времени.
София Новгородская
Строился по заказу князя Владимира – сына Ярослава Мудрого. Заложен в 1045 и завершен в 1050 г. Храм сохранился хорошо, главный храм города и на первых порах княжеская усыпальница. В несколько упрощенном варианте повторяет основную схему Софии Киевской. При пятинефной структуре 3 апсиды, 1 а не 2 башни. Храм задуман с одноэтажными галереями с севера, запада и юга, но по ходу строительства план был скорректирован и галереи получили 2 этаж. В отличие от киевского здесь нет второго пояса наружных галерей, композиция проще. Собор увенчан пятью главами, основной стеновой материал – местный известняк, плинфа использована экономно для деликатных частей здания. Затертые раствором блоки камня создавали эффект грандиозной мозаики. Здесь доминирует масса, особенно величественный вид открывается с хор. София оказала влияние на дальнейшее новгородское зодчество. Строился теми же мастерами, что и в Киеве и стало центральным в городе.
С практики: 3-е врат: 1. Корсунские врата (предположительно подарок Византии)
2. Магдебургские врата
3. Васильевские врата (изг.при архиепископе Василии; перевезены из Новгорода Иваном Грозным)
2.5 м храма зарыто еще под землей.
Детальные несоответствия (врата 12в, церковь 11в, окна 18в и тп). Первые росписи иконного плана – 1050г. Потом собор какое-то время был не расписан. 1108 – новгородский епископ Никита собрал деньги на роспись, но преждевременно сдох, после его смерти храм расписали. Расписывали мастера из Болгарского царства.
Живопись 19в – мастера из Палех. Внутри – Большой Успенский иконостас.
София Полоцкая
Датировка под вопросом. В 1066 г. Всеслав в качестве трофея увез колокола для полоцкого храма. Также она упоминается в Слове о Полку Игореве, также при Всеславе. Примерная датировка – 1044-1066 г. В данный момент храм великолепной барочной архитектуры, колокольни флангируют южный фасад, выходящий к реке. Тип храма - базилика, а алтарь ориентирован на север. Внутри опять же барочные формы. У восточного фасада граненые апсиды, декор в виде двух уступчатых ниш, кладка на цимяночном растворе из плинфы и камня (опус микстум). В начале 20 века меняли пол и под ним открыли остатки древнего храма. Был составлен план и оказалось, что это большой, пятинефный, с двумя апсидами храм, близкий к Софии Новгородской, а по технике кладки прямой аналог Софии Киевской. Собор был перестроен. Раскопками у северо-западного угла были вскрыты фундаменты башни.
- История изучения.
- Князь Владимир.
- Спасо-Преображенский собор.
- София Киевская.
- София Новгородская
- София Полоцкая
- Софийное строительство
- 8. Вторая половина 11в., начало 12.
- 9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
- 10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.
- 11. Архитектурные школы XII века. Смоленская.
- 12. Архитектурные школы XII века. Гродненская.
- 13. Архитектурные школы XII века. Галицкая.
- 14. Вламиро-суздальская земля. Мономах, Юрий Долгорукий.
- 15. Тоже самое, Боголюбский.
- 16. Тоже самое, Всеволод.
- 17. Тоже самое, сыновья Всеволода.
- 18. Новгород, первая треть 12 века.
- 19. Тоже самое, Псковский этап.
- 20. Тоже самое, Ладожский этап.
- 21. Тоже самое к 12-нач. 13 века.
- 22. Башнеобразный тип храма.
- 23. Техника мозаики, фрески, иконописи.
- 24. София Киевская – фрески.
- 25. София Киевская – мозаики.
- 26. София – Новгород.
- 27. Михайловские мозаики.
- 28. Иконопись 11-12 веков.
- 29. Иконы новгородского происхождения.
- 30. Владимирская Богоматерь.
- 31. Ярославская оранта.
- 32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
- 33. Роспись Спасо-Преображенского собора во Пскове.
- 34. Церковь Георгия в Старой Ладоге, фрески.
- 35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).
- 36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
- 37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).
- Церковь Михаила Архангела в Смоленске – вновь открыты фрески.
- 38. Миниатюра 11-12 века.