logo
вариант по Булкину немного в перемешку))

37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).

 Киев. К началу 12 в. дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. (На иконах этого периода изображались легендарные воины: Георгий Кападокийский, Дмитрий Солунский, Федор Стратилат и др., что говорит о постоянных военных столкновениях славян с кочевыми племенами печенегов и половцев.)Светское искусство в Киеве занималось украшением княжеских дворцов и хором. Это фрески с изображение светской жизни. В изображениях не было строгости (герои изображались обнаженными и полуобнаженными), они несли античные традиции.По мере развития киевского искусства светская его линия ослабевала, церковная усиливалась. В этом сказывалось растущее влияние аскетической морали и эстетики христианства. В 12 в. светское, античное (эллинистическое) по духу искусство на Руси замирает. Живопись периода феодальной раздробленности.

В 12-13 вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности. Например, в Полоцке в Спасском соборе Спас-Евфросиньева монастыря (до 1159 г.) находится уникальная фресковая роспись. Композиции и изображение отдельных фигур отличаются масштабностью, подлинным монументализмом, суровым аскетизмом. Плоскостное письмо с графическим началом роднит полоцкие фрески с новгородскими. Интересна келья основательницы монастыря Евфросиньи. Изображения из жизни самой Евфросиньи здесь миниатюрны, в отличии от храмовых. (Евфросинья умерла в Палестине и перезахоронена в Киеве в 1186 г.).