32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
В монументальной живописи «княжеское» византинизирующее направление представлено фресками Георгиевской церкви в Старой Ладоге (посл. треть XII в.), хотя они отмечены не столько идеализацией, сколько стилизацией форм. Лица в них сводятся к орнаментальному узору, нос, рот, брови, щеки складываются из набора четко разграниченных плоскостей и изогнутых линий, но, несмотря на условность приема, лики обладают живой и острой выразительностью. В целом картина новгородской живописи XII в. была довольно пестрой. Фрески Св. Софии Новгородской (1108) сопоставимы с наиболее архаичной группой росписей киевского Софийского собора; к киевскому искусству XI в. (конкретно к Остромирову Евангелию) тяготеют и миниатюры Мстиславова Евангелия, написанного по заказу новгородского кн. Мстислава между 1103 и 1117 гг. (ГИМ. Син. №. 1203).
Росписи собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125) обнаруживают свойства, общие для византийского и романского искусства этого времени: лики святых имеют широкоовальные очертания, краски накладываются плотно, фигуры подчеркнуто массивны, объем активно моделируется зеленоватыми притенениями. Фрески Преображенского собора Спасо-Мирожского мон-ря во Пскове (40-е гг. XII в.), тогдашнем «пригороде» Новгорода, были написаны мастерами, очевидно приглашенными свт. Нифонтом из восточных провинций Византии, что объясняет архаичность системы росписи, иконографии и стиля.
В отличие от киевских в новгородских фресках заметно стремление к упрощению художественных приемов и к экспрессии изображения. Это диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия неискушенного в теологических тонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на его чувства.
- История изучения.
- Князь Владимир.
- Спасо-Преображенский собор.
- София Киевская.
- София Новгородская
- София Полоцкая
- Софийное строительство
- 8. Вторая половина 11в., начало 12.
- 9. Приднепровская (Киево-Черниговская) архитектурная школа XII – начала XIII века.
- 10. Архитектурные школы XII века. Полоцкая.
- 11. Архитектурные школы XII века. Смоленская.
- 12. Архитектурные школы XII века. Гродненская.
- 13. Архитектурные школы XII века. Галицкая.
- 14. Вламиро-суздальская земля. Мономах, Юрий Долгорукий.
- 15. Тоже самое, Боголюбский.
- 16. Тоже самое, Всеволод.
- 17. Тоже самое, сыновья Всеволода.
- 18. Новгород, первая треть 12 века.
- 19. Тоже самое, Псковский этап.
- 20. Тоже самое, Ладожский этап.
- 21. Тоже самое к 12-нач. 13 века.
- 22. Башнеобразный тип храма.
- 23. Техника мозаики, фрески, иконописи.
- 24. София Киевская – фрески.
- 25. София Киевская – мозаики.
- 26. София – Новгород.
- 27. Михайловские мозаики.
- 28. Иконопись 11-12 веков.
- 29. Иконы новгородского происхождения.
- 30. Владимирская Богоматерь.
- 31. Ярославская оранта.
- 32. Настенная живопись Новгорода, первая половина 12 века.
- 33. Роспись Спасо-Преображенского собора во Пскове.
- 34. Церковь Георгия в Старой Ладоге, фрески.
- 35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).
- 36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.
- 37. Сохранившиеся фрески второй половины 12-нач. 13 веков (Киев, Смоленск, Полоцк).
- Церковь Михаила Архангела в Смоленске – вновь открыты фрески.
- 38. Миниатюра 11-12 века.