Франция
Г. Флобер
Т. Готье
С. Малларме
Ш. Бодлер
Схема 8.4. Сторонники «искусства для искусства»
Важные качества эстетики романтизма – невыразимость и склонность к иносказаниям. Утверждая ценность внутренней жизни, романтики обращаются к разработке понятия «ирония». Ирония играет незаменимую роль для самовозвышения художника. Человек, наделенный ироническим мироощущением, выглядит как в высшей степени свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Крайние формы проявления романтической иронии – дерзость и цинизм. Зачастую ирония приобретает саркастическую окраску или же трансформируется в самоиронию, которая помогает художнику и его героям сохранить самообладание перед лицом крайних противоречий мира.
III. Выражение внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного сомнительной действительности – основное содержание романтической поэзии. Истинность внутреннего мира заключалась в его сопричастности божественному истоку вдохновения. Внешний мир как бы бледнел перед внутренним миром поэтического гения. Именно в этом заключалась, по мнению романтиков, исключительная роль поэзии. Романтики полагали, что способность быть поэтом заложена в каждом человеке. Эта способность проявляется в мечтах и фантазиях человека, в игре его воображения. Но наиболее интенсивно она заявляет о себе в поэтах. Поэтому поэты являются выдающимися представителями человечества. Поэты – это пророки.
Романтическая поэзия объединяет все виды поэзии, приводит поэзию в соприкосновение с философией. Наиболее популярным становится жанр романа. Поэтическое – повсюду во вселенной. Вселенная живет бессознательной творческой поэтической жизнью. Поэзия объединяет не только человека и природу, но в своем идеале должна объединять и всех людей в единое целое.
Многие свои образы и идеи романтики почерпнули из народного творчества – так называемой «естественной поэзии», среди жанров которой – эпос, сказания, сказки, народные песни.
Музыка – не менее продуктивная почва для романтического мировосприятия. Именно неприятие прозаической действительности во многом объясняет то особенное значение, которое романтики придавали музыке – искусству, которое легче других пробуждает чувства и воображение. Творчество музыкантов-романтиков охватывает все XIX и начало ХХ столетия.
-
Р
О
М
АН
ТИЗМ
Итальянская опера
Французская опера
Австрийская оперетта
Венгерская оперетта
Д. Россини (1792 – 1868)
“Севильский ццирюльник”
“Итальянка в Алжире”
“Вильгельм Телль”
Ш. Гуно (1818 –1893)
“Фауст”
“Сафо”
Ф. Зуппе (1819 – 1895)
“Прекрасная Галатея”
“Веселые студенты”
Ф. Легар (1870 – 1948)
«Веселая вдова»
«Граф Люксембург»
В. Беллини (1801 – 1835)
“Норма”
“Пуритане”
Л. Делиб (1835 –1891)
“Лакме”
“Жан де Нивель”
И. Штраус (1825 – 1899)
“Летучая мышь”
“Цыганский барон”
И. Кальман
(1882 – 1953)
“Баядера”
“Фиалка Монмартра”
Д. Верди (1813 – 1901)
“Риголетто”
Травиатта”
“Трубадур”
“Аида”
Ж. Бизе (1838 –1875)
“Искатели жемчуга”
“Кармен”
О. Штраус (1870 – 1954)
“Грезы вальса”
“Чары любви”
Схема 8.6. Романтизм в музыке
Основной тезис. Эстетика романтизма есть прежде всего эстетика человеческой свободы. Наиболее значительные события происходят не вне, а внутри самой личности. Достоинство человека состоит в возможности свободного осуществления себя, чему как нельзя более содействует сфера искусства. Находиться под властью искусства – значит освободиться от власти действительности, именно в таком состоянии и можно принадлежать самому себе. Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде узких течений и направлений. В романтизме не был полностью переосмыслен прежний язык художественных форм: в известной мере, сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизмененные и по-своему переосмысленные в разных странах. При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения