30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.
Особенности сатирической драматургии И.А.Крылова: «Модная лавка», «Трумф или Подщипа», «Урок дочкам». Язык в пьесах И.А.Крылова.
Значение его драматургии для развития русской сатирической комедии.
Драматургия А.А.Шаховского – «Урок кокеткам или Липецкие воды», особенности литературной композиции и языка.
Роль литературной, педагогической, режиссерской деятельности А.А.Шаховского в развитии русской драматургии и театра.
В первое десятилетие XIX в. главным содержанием комедии становится борьба против чужеземных влияний и защита русских народных начал. В прозаических комедиях Крылова «Модная лавка» (1805) и «Урок дочкам» (1806) отражается патриотическое возбуждение первого периода наполеоновских войн (1805—1807). Тема Крылова — проделки французов торговцев (Трише, М-м Каре) и приверженность женской половины дворянства к французским нарядам и французскому языку. Мужчины (Сумбуров, Велькаров) являются здесь представителями патриотизма и противниками французомании. В своих комедиях Крылов шел по следам «Бригадира» Фонвизина, «Щепетильника» Лукина и сатирических журналов Новикова, где высмеивалась французомания щеголей и щеголих. Борьба против чужеземных влияний приобретает иной, более общий характер в комедиях кн. А. А. Шаховского (1777—1846), союзника Шишкова в литературной борьбе против карамзинистов. Не французские моды, а весь круг европейских передовых идей, проникавших на русскую почву, является предметом сатирических нападений Шаховского. Его одноактная прозаическая комедия «Новый Стерн» (1805), появившаяся вскоре после «Рассуждения о старом и новом слове» Шишкова (1803), представляла собой карикатуру на Карамзина и его сторонников. Герой комедии, граф Пронский — «сентиментальный путешественник», как обозначено в списке действующих лиц. Он, как говорит о нем Судбин, друг его отца, «слишком нежно чувствует для военной службы», «слишком восхищен новыми произведениями ума» — и потому делается «сентиментальным вояжером»,
Из сатирических комедий Шаховского, появившихся до 1810 г., особенный успех имели «Полубарские затеи» и «Ссора, или два соседа».
В 1811 г. была основана Беседа любителей русского слова, активным членом которой становится Шаховской. Заведуя с 1802 г. репертуаром императорских театров, он пользуется сценой как трибуной для литературной полемики. В пятиактной стихотворной комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), заимствованной с французского,1он вывел Жуковского, — самого крупного в ту пору представителя карамзинской школы, — под именем поэта Фиалкина, надоедающего всем своими балладами. Стихи, которые декламирует Фиалкин, являются пародией на стихи Жуковского.
Но «Липецкие воды» преследовали не одни только полемически-литературные цели. Это было развернутое нападение на новый свободный образ мыслей, возникший среди дворянской столичной молодежи в послевоенный период. Представителем этой вольнодумной, всем пренебрегающей молодежи является герой комедии граф Ольгин. Он приезжает в Липецк лечиться от «нерв расстроенных», которые вывез из Парижа «с свободой все ругать, не дорожить никем». «Свобода мнения», которую он отстаивает, на самом деле означает «свободу всем ругаться, злословить, клеветать». Все русское он презирает, основной тон его — ирония. Вот как характеризует его автор устами резонера комедии, князя Холмского:
- 1. Европейский театр Средневековья.
- 3. Театр и культура эпохи Возрождения.
- 4. Трагедии Шекспира: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".
- 5. Театр ж.- б. Мольера.
- 7. Особенности английского ренесанса
- 8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
- 9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
- 10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
- 11. Театр б.Брехта.
- 12. Европейский театр абсурда.
- 13. Театральная революция Лессинга
- 14. Драматургия ф.Шиллера.
- 15. Театр б.Шоу.
- 16. Европейский театральный символизм.
- 17. Юджин о'Нил и Уильямс.
- 18. Театр в.Гюго.
- 19. Артур Миллер и американский театр.
- 20 .Театр э.Ионеску.
- 22. Жизнь и творчество Фёдора Волкова.
- 23. Русская драматургия второй половины хviii века.
- 24. Творчество д. И. Фонвизина.
- 25. А.С.Грибоедов и театр.
- 26. А.С.Пушкин: Драматург.
- 27. Театр н.В.Гоголя
- 28. Русский романтизм («Маскарад» м.Ю.Лермонтова).
- 30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.
- 31. Русская сатирическая комедия второй половины 19 в.: Сухово-Кобылин и Салтыков-Щедрин.
- 32. А.П.Чехов и мировой театр.
- 33. М.Горький и театр мхт ("На дне", "Бесы"), "Васса"1,2, "Егор"
- 34. Театр л.Андреева («Жизнь человека»).
- 35. Театр в.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп», баня).
- 36. Русская советская драматургия 20-х гг. Хх столетия (в.Билль-Белоцерковский, к.Тренев, м.Булгаков).
- 37. Творчество м. А. Булгакова "Дни Турбиных.
- 38.. Русская советская драматургия 30-40 годов хх в. (а.Арбузов, к.Симонов и т.Д.).
- 39. Драматургия и театр вов.
- 40. Театр а.Вампилова. (1 комедия, 1 драма)
- 41. Русская драматургия и театр 70-80 гг. Хх в.
- 42. Русский театральный авангард 20-х гг. Хх века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
- 43. К.С.Станиславский и мировой театр.
- 44. Мхат и его место в мировой театральной культуре.
- 45. Л.Толстой и театр.
- 46. Творчество Питера Брука.
- 47. Основные направления отечественной режиссуры 70-80х годов 20 века: Васильев, Морозов, Ефремов.
- 48. Искусство театра французского классицизма.
- 49. Русское актерское искусство середины второй половины хviii в.
- 50. Реализм на русской сцене (м.С.Щепкин).
- 51. Великие русские актеры-романтики (п.С.Мочалов, в.А.Каратыгин).
- 52. Русское актерское искусство конца хviii в.
- 53. Театр и.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).
- 54. Творчество Фредерика Леметра.
- 56. Театр с.Беккета.
- 57. Документальная драма ( п.Вайс).
- 58. Театр ф.Дюрренматта.
- 59. Русское актерское искусство второй половины хiх века.
- 60. Творчество Ленского и Сумбатого-Южного