Межнациональные отношения в историческом ракурсе
Представления о межнациональных и международных отношениях следует рассматривать как две различные вариации представления об организации вокруг себя других народов, «значимых других». Поэтому первой нашей задачей являлось выделение предварительных категорий, относящихся к способам и целям, процессам организации русскими своего культурного пространства. В качестве гипотезы на основании первичного прочтения всего массива эмпирического материала мы предположили как его структурообразующую основу архаичную категорию, характеризующую русских как «выполняющих миссию»и охарактеризовали их деятельность, как «действие в поле миссии». Уточним, что вопросы, которые респондентам ставились, не касались напрямую понятия миссии, а состояли в просьбе определить роль русского народа. Мы получили следующий набор мнений.Несравнимая с другими странами роль России. («Русская идея дана Богом и будет существовать, пока существует этот мир». «Не все страны имеют особую миссию, а Россия имеет. Большинство стран должны развиваться в своем русле, а Россия такого русла не имеет из-за своего величия).Роль России сопоставима с ролями других народов, но у каждого из них она особая(«Каждое государство, каждая нация имеет свою особую роль. У кого-то она весомее, у кого-то менее важна. Однако Россия занимает во все времена передовые позиции во всеобщей истории»). Эмоциональное утверждение, чтомиссии у русских нет.(«Официальные потуги убоги, а в народе нет ничего - он спит народ-то. Или умер во сне, от пьянства…) Предположение, чтомиссия была в прошлом, но мы не ухватили свою жар-птицу за хвост («У нас был шанс, но он упущен»).
Категория «исполняющие миссию»связана с другими категориями через определение«наполняющие миссию содержанием». Это уточнение необходимо, поскольку респондентами легко признается миссия или роль России, но вопрос в чем она заключается, вызывает затруднение. Первая реакция, которую вызывает вопрос о содержании русской миссии состоит в том, сколь онасвязана с религией. Эта связь может осуществлятьсяв позитивном плане («Русскому народу суждена роль проводника нравственных ценностей, их возрождение не только среди русского народа, но и в мировом масштабе, так как эти ценности заложены в нашем Православии». «Русская миссия - сохранение в человеках образа и подобия Божьего, защита человеческих добродетелей, узаконенных Богом, в создании возможности для всех желающих следовать заповедям Божиим». «Сила России - в её Божьем предназначении. Пока будет нужда в Удерживающем, Россия без помощи не останется». «Россия выступает в истории как Христианская Империя»), в негативном плане («Роль религии только разобщает»), очень эмоционально выраженномбогоборческом плане(«Роль российского православия в нашем государстве - профессиональные клопы и дармоеды»).
Рассматривая категорию «миссия наполненная содержанием»мы сталкиваемся с пониманием, что русская миссия, идея, роль, состоит в следующих параметрах:
Русские как государствообразующий народ, строящий многонациональное государство.
Русские как народ, собирающий другие народы под свое покровительство.
Русские, как народ, устанавливающий особые уникальные отношения с другими народами.
Русские как народ, преисполненный жалостью и милостью.
Если первые два пункта лежат на поверхности и исходят из той трактовки истории, которая идет от Карамзина и отражается в школьном курсе истории, то последние два пункта представляются нам неочевидными. Кроме того, они непосредственно ведут нас к цели исследования: способам организации русскими вокруг себя других народов как «значимых других».
Начнем с категории «строящие государство».«Строящие многонациональное государство»является одним из определений этой категории, поскольку, хотя на практике русские всегда строили многонациональное государство, часть респондентов считает это исторической ошибкой и называет в качестве предпочтительной формы мононациональное государство.
Итак, часть респондентов подчеркивает, что «та миссия, которую несет в мир Россия – модель справедливого многонационального государства», а также, что«одна из основных ролей России была духовная, была идея единения народов, идея одного большого, сильного справедливого государства», или в одном случае еще более ярко:«Миссия русских состоит в том, что они поставляли, предоставляли народам государственность и культуру». Определим это как категорию«строящие империю». При этом респондентами подчеркивается, что тут имеется ввидунаднациональная идея, объединяющая население.
Категория «строящую многонациональное государство основанное на наднациональной идее»стыкуется с категорией«воспринимающие себя как государствообразующий народ». («Миссия русских – быть государствообразующим народом в многонациональном государстве». «Русские народ-работник и, одновременно, народ-лидер для всех "околооказавшихся" культур, наций, народностей, бытовых укладов и т.п»).
Следующий шаг мы делаем, выделяя подкатегорию «строящие государство со специфическими межнациональными отношениями». Порой многонациональность воспринимается как способ разрешение наднациональной задачи:«Для основы многонационального государства нужна общая идея, цель, которую можно решить многонационально». Но чаще респондентов интересует сама структура межнациональных отношений. Ее можно подразделить на несколько наиболее важные категории, первую из которых назовем«осуществляющие покровительство», в другой интерпретации«миссии жалости и милости». («Помощь нуждающемуся – это одна из ключевых добродетелей, которую русский народ должен защищать по замыслу Творца». «Свою помощь мы оказываем всем, кто в ней нуждается».«Миссия - защита слабых, установление справедливости»).
Следующая подкотегория, связанная с категорией «строящие государство со специфическими межнациональными отношениями», основанными на наднациональной идеи, может быть представлена как«живущие в поле воплощения миссии»(«Русский народ настолько могуч и богат возможностями, что временами мог поделиться энергией созидания с соседними и комплиментарными народами»).Другой респондент выделяет«опыт невраждебного совместного проживания и реальная терпимость к разным народам и культурам. Таким опытом мало кто из больших народов обладает». Высказывается мнение, что«в качестве некоего феномена у русских есть способность мирно уживаться с другими народами, не порабощая их и не уничтожая». Еще один респондент отмечает:«Несомненно, завоёванные земли государству нужны, не только для решения политических, и экономических вопросов, но и в культурном смысле. Мы помогали своим завоёванным территориям, и несомненно многому научились у них».Есть и мнение, что«культурная миссия зашла так далеко, что русское культурное содержание находит свое выражение в традициях других народов».
Категория «живущие в поле воплощения миссии»включает в себя подкатегорию«выполняющие функцию учительства». («Научить и передать русские должны. В пределе – те самые добродетели, сформулированные Христом: «нуждающемуся помоги, алчущего накорми, жаждущего напои. Если ты сделал это малым сим, то сделал это и Мне»).
Русскую миссию в отношении народов Российской империи и СССР респонденты раскрывают наиболее подробно.Особенно это касается понятия«дружбы народов». Причем, по нашему мнению, это не две различных категории, а единый комплекс, поскольку идеологию«дружбы народов»на основании наших предыдущих исследований мы считаем имперским выражением русской культуры характерной для советского времени, нацеленной на ассимиляцию народов. Таким образом, рядом с подкатегорией«выполняющие миссию учительства»мы располагаем подкатегорию«оказывающие ассимилирующее влияние», которая в свою очередь распадается на две субкатегории«воплощающие дружбу народов»и«распространяющие свою культуру».
Все респонденты, за одним исключением, полагают, что дружба народов была реальным понятием. Следует так же напомнить, что наши респонденты представляют собой молодое поколение, выросшее в ситуации перманентных национальных конфликтов, и собственного опыта дружбы народов не имеют. Однако все они имеют некое впечатление, которое не сильно отличается от того, что мы фиксировали в проводившихся нами ранее исследованиях, когда разговаривали с респондентами именно об их личном опыте переживания «дружбы народов».
Главное, что отмечается в описании явления «дружбы народов», это впечатлениетеплоты взаимоотношения людей, положительных эмоций друг по отношению к другу и атмосферу радости. В этом смысле характерно следующее высказывание:«Дружба народов существовала на практике, среди разных национальностей царила положительная атмосфера, люди были рады друг другу».Сюда же можно отнести мнение:«люди были добрее и руководствовались совершенно другими ценностями, чем сейчас».Часть респондентов концентрируется на праздничных проявлениях«дружбы народов»(«Да, дружба народов существовала. Например, различные фестивали молодежи и студентов»). В качестве примера приводят также пионерлагерь «Артек». Кроме того, дружбу народов респонденты определяют «как взаимопомощь и поддержку».
Выделяется и особый ракурс русского человека, наблюдающего «дружбу народов»
Многие респонденты полагают, что другим народам было хорошо рядом с русскими. Мы выделим данный момент в качестве подкатегории «полагающие, что с ними рядом хорошо.
Функция учительстваифункция «дружбы народов», вытекающие как предикаты из категории«живущие в поле выполнения миссии»требует ответа на вопрос, насколько русские склонны были передавать своим народам русскую культуру и могут ли они считать нерусские народы носителями русской культуры. Психологическое включение в поле русской культуры еще один предикат категории«русские как живущие в поле выполнения миссии». Выше мы определили этот комплекс подкатегорией«распространяющие свою культуру». Многие респонденты полагают, что народы СССР можно было рассматривать как носителей русской культуры. Для нас важно не то, сколь это соответствовало действительности, а именно как предикат, который русские себе приписывают. Содержательное категории«оказывающие ассимилирующее влияние»связано с признанием непосредственностивключения в русское культурное поле. («Народы бывшего СССР могут быть носителями русской культуры, одна же история. В некотором роде у нас и одна культура, выработанная этой историей». «Многие народы переняли у нас традиции, культурные ценности». «У России богатейшая культура, она не могла не повлиять на другие народы, они могут быть ее носителями». «Полагаю русскую культуру очень мощной и широкой, так что повлияла сильно, вплоть до того, что могут быть ее носителями»).Есть в общей палитре и более категоричные мнения:«У большинства народов никакой "своей" культуры не было - если не считать навыков горлового пения и умения делать кумыс. Культуры в "высоком смысле" - не было, или было давно в прошлом - сильно до вхождения в состав России».
Наряду с экономическим, геополитическим, военным смыслом завоевания русскими других народов, респонденты называют и культурный смысл присоединения народов. Определим это явление в качестве подкатегории «присоединяющие народы ради углубления собственной культуры», которая так же относится к категории«живущие в поле воплощения миссии».(«Эти завоевания принесли нашему государству определённый опыт взаимодействия с другими странами. Несомненно, это был полезный опыт». «Смысл завоеваний состоял в знакомстве с культурами других народов. Чему-то поучиться можно у любого народа»).
Выделим это явление как подкатегорию «живущие с народами, имеющими значение». Важно отметить, что русские рассматривают свое пребывание в поле выполнения миссии и в качествесубъекта, переживающего определенные изменения, в частности, превращения в объект обучения, претерпевающий ментальные изменения, и что главное,в результате претерпевания изменений они находятся в постоянном процессе взаимовлияния – явление, которое мы определим как подкатегорию«являющиеся объектом воздействия народов»(«Мы им помогали в разностороннем плане и многому учились у них». «Другие народы повлияли на особенности русского менталитета». «Можно сказать о том, что основным значением влияния других народов является обмен культурными ценностями, культурным опытом»). С другой стороны именно в пункте определения значения нерусских народов Российской империи для русских наблюдается самое большое неприятие этих народов, так что мы должны ввести в нашу категоризацию подкатегорию«живущие с народами, имеющими отрицательное значения». («Обслуживающий персонал, строители, производители продуктов питания, уборщики, поставщики дешевой рабочей силы - та же роль, которую они выполняют в Европе (нахлебники)». «Нет, нам нечему учиться у них. Мы тоже не должны были их ничему научить, ибо они были сырьевыми зонами». «Если во время СССР - искусственно навязанная (руководством страны) обуза. Если сейчас - источник разнообразнейших неприятностей, количество которых будет расти со временем». «Во все времена, эти народы поворачивались к России спиной, как в трудных ситуациях, так и в мирное время, несмотря на помощь и благожелательное отношение нашей родины».
Этот момент делает многие конкретные интервью внутренне противоречивыми и конфликтными.
Часть респондентов продолжает считать бывшие советские народы «своими». Показательно здесь некоторые качественные характеристики, указывающие, что русские все еще находятся в поле своей миссии и категория «живущие в поле воплощения миссии»до определенной степени актуальна и на сегодняшний день. Часть респондентов полагает, что народы бывшего СССР, включая русских, имеют друг перед другом обязанности, сохраняющиеся до сего дня(«Естественно, обязанности друг перед другом у наших народов существуют, потому как только при их наличии народы могут плодотворно взаимодействовать друг с другом»). Причем среди респондентов широко распространены представление о взаимоотношениях в военной сфере. Почти все респонденты полагают, что в критических ситуациях русские должны помочь странам СНГ. («Считаю, что Россия должна помочь бывшим союзным республикам в случае агрессии. Помогать стоит всем, не стоит делать какие-либо разграничения». «Безусловно, мы должны оказать всяческую помощь любой республике в случае затруднительной для нее ситуации». «Должны защищать страны СНГ вооруженным путем, если что». «В случае агрессии против бывших союзных республик, мы должны оказывать военную помощь»). Таким образом, мы можем выделить подкатегории«имеющие обязанности перед другими народами» и«осуществляющие покровительство».
- Империя как судьба
- Вместо эпигрофа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети)
- Пролог Что такое жить в империи
- Часть первая
- Imperium Очерк 1. Три Рима: translacio imperii
- Центральный принцип Российской империи
- Очерк 2 Российская государственность и русская община
- Очерк 3 Российская империя как этнокультурный феномен
- Психологический очерк народной колонизации
- Очерк 4 Идеология и геополитическое действие (вектор русской культурной экспансии: Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия)
- Очерк 5 Империя британцев
- Список цитируемой литературы
- 26. Там же. - с. V.
- Очерк 6 Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации
- Очерк 7
- «Дружба народов»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизайии
- Типы национализма
- Проект "дружбы народов": национализм, империализм и интернационализм
- "Дружба народов": замысел и реалии
- "Дружба народов": люди и государство
- "Дружба народов" и "советский человек"
- "Дружба народов" и русские
- Список литературы
- Лурье с.В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем // Социология и социальная антропология. 2010. № 2.
- Очерк 9 Карабах в Санкт-Петербурге
- Межнациональные отношения в историческом ракурсе
- Международные отношения
- Межнациональные отношения в современном ракурсе
- Список цитируемой литературы