logo search
Обз

Библиография как общественное явление: сущность, основные трактовки, структура

В XIX – начале XX в. господствовало представление о библиографии как науке, особом знании о книге (М. Н. Куфаев), её описании (Н. М. Лисовский).«Библиография» воспринималась также как отрасль идеологической работы, которая занимается раскрытием содержания книжных богатств с точки зрения их идейной, научной и практической ценности (В. Н. Денисьев); как область знания и научной деятельности, которая ориентирует среди конкретной массы произведений печати и обеспечивает возможность научного анализа состояния и целенаправленности печатной продукции в целом или в отдельных её отраслях (Л. Н. Троповский).

О. П. Коршунов трактует библиографию в самом широком значении – как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления. Он включает в её состав: библиографическую деятельность (практическую часть библиографии), библиографоведение (научную и учебную дисциплину, объектом которой является библиография), подготовку кадров и организационно-методическое руководство. И. Г. Моргенштерн считает, что логичнее выделять три составляющих библиографии: библиографическая деятельность – библиографоведение – инфраструктура библиографии (вспомогательные области деятельности, обеспечивающие её функционирование, а именно: библиографическое образование, материально-техническая база библиографической деятельности, библиографоведческая литература и информационно-библиографическое обеспечение библиографии).

ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиографическая деятельность. Библиография. Термины и определения» не отождествляет понятия «библиография» и «библиографическая деятельность»: первое используется как широкое интегративное понятие для обозначения сущности всего библиографоведения: «библиография – это информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации», а второе – его деятельностной основы: «библиографическая деятельность – это область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации». Таким образом, основными категориями и компонентами библиографии рассматриваются библиографическая информация и библиографическая деятельность.

Ключевым для теоретического осмысления сущности библиографии является системно-деятельностный подход. Деятельность – это человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Начало использования деятельностного подхода к библиографии как метода относится к концу 1960-х гг. (А. И. Барсук, Ю. М. Тугов, Е. Н. Фомина, Э. К. Беспалова, М. Г. Вохрышева, О. П. Коршунов). Элементами деятельности являются её субъекты, цели, объекты, процессы, средства и результаты.