logo
Обз

Библиотечно-библиографические исследования: роль и значение, теория и методология

Библиотечно-библиографические исследования – необходимое условие совершенствования библиотечно-библиографической практики. Они дают возможность получить оперативную и достоверную информацию для принятия решений, связанных с управленческими проблемами, инновационно-методической деятельностью, определением приоритетов содержательной работы, особенно – в сфере комплектования библиотечных фондов, планирования форм и методов библиотечно-библиографического обслуживания и т.д. В связи с этим необходимо изучать принципы, методологию, методы, инструментарий исследовательской работы, уметь использовать результаты библиотечно-библиографических исследований для развития теории и практики библиотечного дела.

В настоящее время библиотечно-библиографическими исследованиями занимаются в основном национальные, краевые, областные библиотеки, а в последние годы к ним все чаще обращаются общедоступные (публичные) и специальные библиотеки. Кроме того, активную исследовательскую работу в данном направлении осуществляют профильные кафедры вузов культуры (СпбГУКИ, МГУКИ, ЧГАКИ, КемГУКИ и др.). Социологические центры страны поставляют научные данные о картине чтения (Левада-центр, ФОМ). Эпизодически библиотечно-библиографические и читателеведческие исследования проводят и общественные организации: НФ «Пушкинская библиотека», РШБА. Исследование психологических аспектов чтения сосредоточено преимущественно в Русской ассоциации чтения и Ассоциации исследователей чтения, которые также являются общественными организациями.

Теоретический уровень современной исследовательской работы требует обращения к достижениям философии, социологии, психологии, лингвистики и других дисциплин; библиотековедение и библиографоведение используют выработанные ими теоретические подходы, заимствуют методы названных научных дисциплин.

Библиотечно-библиографические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования нацелены на выявление тенденций, закономерностей развития явлений, поиски новых фактов, обнаружение причинно-следственных связей различного характера.

Прикладные исследования выявляют проявление различных фактов, тенденций, закономерностей в практической деятельности; они, как правило, нацелены на решение конкретных задач в сфере библиотечно-библиографической деятельности.

Разработки направлены на внедрение новых методов, приемов в библиотечно-библиографическую практику.

Библиотечно-библиографические исследования базируются на общенаучной методологии – системе научных представлений о принципах, теоретических подходах, исследовательских методах, правилах и возможностях их использования. Методология библиотечно-библиографических исследований является разновидностью частнонаучной методологии, она разрабатывается исследователями соответствующей области научного знания. Методология направлена на процесс получения нового знания, ее цель – поиск все более действенных принципов и методов научного познания.

В библиотечно-библиографических исследованиях используются определенные приемы; прием – это конкретная форма теоретического или практического подхода к исследуемому объекту. Он направлен на получение конкретного исследовательского результата.

Ядром методологии является учение о методах. Научный метод – это способ сбора и обработки эмпирического материала: фактов, явлений, событий, представлений, процессов, связанных с библиотечно-библиографической деятельностью. В библиотечно-библиографических исследованиях используются общенаучные, философские (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование и др.) и частнонаучные методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документации, эксперимент, тестирование). Выделяются и специальные библиотечные методы; в эту группу входят специфические методы, используемые в книговедении, библиотековедении, библиографоведении и информатике.

Методика научного исследования – это упорядоченная во времени, координированная и кооперированная система действий, конкретная реализация совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели и решения задачи сбора и обобщения данных об объектах библиотечной действительности.

Стимулом проведения исследований является наличие проблемных ситуаций в области библиотечно-библиографической деятельности. Необходимым условием получения достоверных сведений является разработка программы исследования.

Программа исследования состоит из методологического и методического блоков. В методологическом блоке определяется замысел исследования, его концепция, стратегия, а в методическом блоке намечаются оптимальные пути и методы сбора и обработки информации, то есть решаются задачи тактического характера.

В методологическом блоке программы исследования обосновывается актуальность темы, осуществляется анализ проблемной ситуации, теоретическая и практическая значимость исследования, определяются его цель и задачи. Разрабатывается понятийный аппарат, проводится терминологический и операциональный анализ основных понятий; выделяются объект и предмет исследования, выдвигаются рабочие гипотезы.

В методическом блоке программы исследования решаются вопросы организации выборки испытуемых, продумывается методика исследования. К методике предъявляется требование комплексности, так как каждый отдельно взятый метод имеет свои недостатки. Здесь же отражаются методы обработки эмпирического материала.

При разработке программы исследования необходимо продумать возможности интерпретации исследовательского материала и внедрения его в теорию и практику.

На сегодняшний день стоят задачи активизации и укрупнения библиотечно-библиографических исследований, воспитания и развития методологической культуры библиотекарей-библиографов, создания банка исследовательских методов, преодоления разрыва между теорией и практикой.