Старая Ладога. Успенская церковь. Северный фасад.
в начале века. Но некоторые особенности - замкнутые помещения в угловых членениях хор, а также стенки, частично закрывающие боковые апсиды, - свидетельствуют, кроме того, о влиянии собора Мирожского монастыря. Последняя по времени ладожская церковь - Георгиевская - была построена в 60-х гг. XII в. После этого монументальное строительство в Ладоге прервалось, но зато возобновилось в самом Новгороде, куда, очевидно, вновь перебазировалась строительная артель. Начиная со второй половины 60-х гг. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Сложившиеся в середине XII в. особенности архитектурной школы были полностью перенесены из Ладоги в Новгород: тот же вариант типа храма, те же конструкции и материалы, те же декоративные элементы. Большинство новгородских памятников зодчества второй половины XII в. известно нам лишь по результатам раскопок, поскольку они либо разрушены, либо полностью перестроены. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г.), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г.), Воскресения на Мячине (1195 г.), Кирилла (1196 г.), Ильи на Славне (1198 г.), Спаса в Старой Руссе (1198 г.). Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г.); в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Почти целиком дошла до наших дней церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185 г.). Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была совершенно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, - церковь Спаса-Нередицы (1198 г.). Во время войны церковь была разрушена фашистской артиллерией, а после войны восстановлена в первоначальных формах. Как уже отмечалось, перечисленные новгородские храмы однотипны и чрезвычайно близки друг к другу. Единственным исключением является церковь Бориса и Глеба в детинце, фундаменты которой были вскрыты раскопками. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Это большой шестистолпный храм с примыкающей к нартексу квадратной лестничной башней, повторяющий схему планов более ранних памятников. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами, или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно.
Одна из новгородских церквей - Петра и Павла на Синичьей горе - существенно отличается от остальных своей строительной техникой: она возведена из плинфы со скрытым рядом, с очень незначительным количеством плиты. Очевидно, ее строили (или во всяком случае принимали большое участие в строительстве) не новгородские, а полоцкие мастера. Однако по архитектурным формам церковь полностью отвечает новгородской, а не полоцкой школе. В новгородских памятниках 70-90-х гг. XII в. можно отметить некоторые элементы развития. Так, в более ранней церкви Благовещения на Мячине еще имеются стенки, перегораживающие боковые апсиды; позже от них остаются лишь лопатки на внутренних стенах против восточных столбов, а затем и они исчезают. Судя по церкви Спаса-Нередицы, боковые апсиды становятся пониженными. Изменения эти настолько незначительны, что не затрагивают ни типологической схемы, ни стилистического характера памятников. Все новгородские храмы, начиная с церкви Бориса и Глеба в детинце, исполнены уже не по княжескому заказу; как правило, это боярское строительство. Единственная церковь, заказанная князем, - Спаса-Нередицы - ни величиной, ни богатством не отличается от прочих. Значительное упрощение декоративных форм и техники строительства позволяло новгородским зодчим создавать экономичные здания, причем в короткие сроки. Если постройка храма средней величины в других русских городах обычно занимала не менее 3 лет, в Новгороде часто строили за один строительный сезон. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). При этом впервые в русской архитектуре появляются летописные сведения о постройке нескольких таких зданий в один и тот же год. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. либо разделилась на две части, либо стала настолько мощной, что могла вести строительство двух объектов одновременно. В одном-единственном случае в новгородской летописи упомянуто имя зодчего: строителем Кирилловской церкви назван мастер Коров Яковлевич с Лубяной улицы. Имеющиеся сведения, что постройка церкви осуществлена по
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Майкопский курган
- История
- О земном устроении
- Мать Земля и Отец Небо
- Даждьбог Сварожич
- Перун Сварожич
- Тёмные Боги
- Вопрос 2.
- Даосизм.
- Религия и общество. Социальные функции религии
- Социальные функции религии
- Система образования в конфуцианстве
- Конфуцианство.
- Становление Др. Русской арх-ры
- Основание Москвы
- История христианства (история I века н.Э. Дается в церковном толковании, т.Е. С допущением историчности Иисуса Христа)
- Идеология христианства
- Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По г. М. Штендеру.
- Новгород. Планы. 1 - церковь Благовещения на Городище, 2 - Николо-Дворищенский собор, 3 - собор Антониева монастыря, 4 - Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Старая Ладога. Успенская церковь. План.
- Старая Ладога. Успенская церковь. Северный фасад.
- Старая Ладога. Георгиевская церковь.
- Новгород. Церковь Спася-Нередицы.
- Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы,)
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. План.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Реконструкция западного фасада. По а. В. Столетову.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Фрагмент фасада.
- Становление церковной организации в христианизирующейся Римской империи в IV в.
- Зодчество Новгорода в 13-15 веках
- Возникновение христианства
- Иудейская догматика
- Ессеи (Иссеи)
- Христианство в Византии
- 3. Шатровое зодчество
- Митраизм
- Общее число кальвинистов на конец XX века - 35 миллионов человек
- Доктрина:
- 2. Кальвинизм
- Московская школа иконописи. Андрей Рублев
- Учение несторианцев
- Оппозиция учению
- Судьба учения
- Арианство
- 2. Реформы Никона и истоки раскола
- Старообрядчество (Раскольничество, Староверие)
- Энциклопедия «Религия»
- 1.Секты – долгожители
- "Движение объединения" Сан Мен Муна
- Псевдоиндуистские секты.
- "Трансцендентальная медитация"
- Секты отечественногг происхождения.