logo search
Теория и практика РТП

3.2. Разнообразие эстрадных жанров

Многожанровость эстрады сложилась исторически, ведь она родилась в старинных народных гуляньях, скоморошьих игрищах, где наряду с песнями, плясками, музыкальным сопровождением водили медведя, пели частушки, разыгрывали сцены с Петрушкой.

Установить перечень всех разновидностей жанров эстрады практически невозможно. Жизнь, да и сами артисты постоянно вносят что-то свое собственное, что-то безвозвратно уходит (как ушли, например, чтецы-декламаторы), другое, переплавленное творческой индивидуальностью крупного художника, обретает новые, неожиданные качества («дети» Рины Зеленой и куклы Сергея Образцова).

Эстрадные жанры обычно делят на четыре группы: разговорные жанры, музыкальные, хореографические, оригинальные.

К номерам разговорных жанров относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скетч, эстрадный фельетон, эстрадный монолог, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, мелодекламации, пародии.

К музыкальным: песня (народная, эстрадная, бардовская, жанровая), городской и цыганский романсы, баллады, оркестровые номера, инструментальные миниатюры.

К хореографическим: танец (народный, характерный, эстрадный), пантомима.

К оригинальным: жонглирование, фокусы, звукоподражание, вентрология, игра на пиле и т.п., куклы, акробатика, клоунада.

Особо рассмотрим такой вид эстрады, как клоунада.

Родословная искусства клоунады имеет глубокие корни, уходящие в древние века. Клоунада – наследник традиции, включающей в себя дурней (простаков или притворяющихся простаками), шутов (сообразительных проказников) и буффонов (странствующих комедиантов). В древности дуракам придавали глубокий и мрачный символизм. Они были инверсиями королей и правителей, их использовали как замену во время ритуалов жертвоприношения. В более общем смысле, клоуны и дураки изображают человеческие неудачи, то, как серъёзность и достоинство могут моментально превращаться в фарс, или то, как мудрость оборачивается идиотизмом (при этом клоуны играют роль козлов отпущения, принимая на себя презрение за недостатки). Шут – это символ безрассудства. Он – вечный странник в поисках недостижимого, символизирующий духовное бессознательное и указывающий на инфантилизм во взрослом человеке, делающим его неприспособленным к жизни в обществе. Его характерные черты – экстравагантность, беспечность, инстинктивность, неспособность к умозаключениям, безответственность.

В средние века клоун – непременный участник фарсов, которые разыгрывались на площадях, и это уже – лукавый персонаж, с ироничным отношением к господствующему классу во главе с самим монархом. На Руси клоун – это скоморох, глум, который не признавал никаких авторитетов, кроме смеха. Скоморохи осмеивали все и вся, недаром они так нещадно уничтожались церковью и светской властью.

Клоуны с их фарсовыми сатирическими сценками, в которых применялись приемы гротеска, буффонады, создавали образы-маски (например, Обжора, Недотепа, Хитрец) и постепенно перекочевали в театр (комедию дель арте), а также в цирк.

В 1772 году английский предприниматель Филипп Астлед создал первый в мире стационарный цирк в современном понимании (вначале как школу верховой езды), и в нем важную роль буквально с первых дней играли клоуны. На первых порах они показывали комические сценки обучения верховой езде, в которых богатые ученики высмеивались как чванливые и недалекие, попадающие в различные комические ситуации, а те, кто обучал их верховой езде – были ловкими, смелыми и находчивыми. Эти сцены очень нравились публике, которая в основном состояла из простонародья. Постепенно в цирк приходят традиции площадного комического театра, с характерной сатирой против власть имущих, но поданной весело, радостно, сопровождаемая смехом. Номера клоунов были синтетичны, включали в себя акробатику, эквилибристику, дрессуру, жонглирование; они строились на комических неожиданностях. Появились так называемые «коверные клоуны», заполнявшие паузы между номерами, основной задачей которых было позабавить публику, для чего они помыкали униформистами, готовившими манеж к выходу следующего номера. Клоун водил их за нос, командовал, придумывая невероятные проделки и шутки. Этот персонаж со временем стал Рыжим клоуном. Достойная ему пара – Белый клоун, существовавший на арене. Вместе они изображали тирана и угнетенного. Рыжему всегда очень доставалось от Белого, пощечины и удары так и сыпались на него. Постепенно из фарсовых, сатирических такие выступления стали просто набором трюков, рассчитанных на самый невзыскательный вкус публики: она смеялась только потому. Что Рыжий всегда попадал впросак, что он все время был бит (пощечины, удары палкой, дубинкой, падения, обливания водой).

В России сатиру на арену в конце 19 века вновь вынесли клоуны Дуровы, Анатолий и Владимир. Их заповедью было: «Мы короли шутов, а не шуты королей». Потом и заповедью советских клоунов было: не унижай человеческого достоинства. Клоун может быть трусоват, хвастлив, излишне самоуверен, но это – свойства комического характера. И, смеясь над недостатками, публика не смеется над самим клоуном. Клоунада не должна быть патологична, натуралистична, она должна быть одухотворена мыслью, идеей, достойной темой для разговора.

Основой клоунады является буффонада, гротеск, гипербола. Без преувеличения невозможно обойтись в искусстве клоунады, в которой мир вещей и явлений поворачивается самой неожиданной стороной, где все не так, как в жизни, все эксцентрично, где под простоватостью маски скрывается глубокая философия.

В настоящей клоунаде всегда есть своя глубокая мораль, облаченная в яркую художественную форму. Цель клоунады – обличение порока с помощью сарказма, иронии, гротеска, издевки. Рисунок клоуна близок шаржированию, карикатуре. Клоунада очень близко соприкасается с условностью, с оживленной метафорой (достаточно вспомнить номер, получивший Гран-при на международном фестивале в Монте-Карло 2003 года, в котором два клоуна городят вокруг себя забор). Искусство клоуна не подчиняется внешней логике, у него она – контрлогика. Эксцентрика – это алогизм, в котором наиболее удачны средства буффонного преувеличения. Выражение «сверкать пятками» в исполнении клоуна становится буквальным. Душа клоунады – преувеличение, преувеличение и реквизита, и в общей линии выразительности. Жесты, мимика, слово, интонации клоуна – выше нормы, гиперболично, а часто и гротесково. В клоунском номере всегда должен быть трюк, понимаемый как ловкий, искусный прием, неожиданное или контрастное действие.

Главная черта клоунского характера – непосредственность, психология ребенка. Основной драматургический материал – реприза (краткий, законченный, комедийный сюжет). Репризы делятся на словесные, действенные и словеснодейственные. Действенные репризы могут быть сопровождены текстом, но он служит только для подготовки игровой развязки репризы. Чаще же всего действенные репризы – это пантомимы, исполняемые коверными клоунами после эффектного номера, как пародии не него.

Для клоунского антре обязательно наличие трюка (ловкого, искусного приема, неожиданного или контрастного действия), который строится на фокусе, иллюзии, трансформации, акробатике, гимнастике. Особое внимание в антре уделяется финалу, который необходим для эффектного ухода клоуна.

Средним между репризой и антре является клоунская интермедия. Для неё важно наличие четко выраженного действенного сюжета, с обязательным наличием фабулы и идейной нагрузки.

Облик клоуна немаловажен. Он помогает выразить характер образа, подчеркивает его индивидуальные черты. Видом можно выразить и непоседу, и злого насмешника, и печального недотепу. Как правило, клоун надевает на себя маску, которую не снимает всю жизнь. Роль маски выполняет и грим, и костюм, и характер, и характерность (своеобразная манера речи и поведения, индивидуальная алогичная логика поведения). Маска и клоун неразделимы.

Во всех видах клоунады (буффонадной, сатирической, комического музицирования, коверной, с дрессурой) используются следующие приемы: пантомима (эксцентрическая и драматическая); повторы эпизодов; обращения к публике; состязания; споры; комические потасовки; переодевания; неожиданные обливания, обсыпания, и проч.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Германова М. Эстрадный номер.- М.: Сов. Россия, 1986.

  2. Гуревич З. О жанрах советского цирка.- М.: Искусство, 1984.

  3. Клитин А. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. – М.: Искусство, 1990.

  4. Рубб А. Эстрада с точки зрения…- М.: ГРДНТ, 1993.

  5. Славский Р. Искусство клоунады.- М.: Искусство, 1969.