4.5. Культура Руси IX–XVI вв.
Древнерусская культура IX–XIII вв. Периодизация русской культуры. Ценностные и культурные ориентации в развитии русской культуры. Роль византийской культуры, «традиционных» обществ Европы, обществ азиатского типа. Роль православия в формировании древнерусского государства. Особый тип русского массового православия. Сосуществование православных и языческих традиций в культуре. Д. Лихачев о формировании русского характера.
Культурные центры Древней Руси. Новгород. Владимир.
Роль христианства в формировании культуры. Соотношение христианства и язычества на Руси. Христианская символика. Система священнодействий. Стереотипы мышления и поведения в русских монастырях.
Памятники славянской письменности. Место византийской переводной литературы. Жанровое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха. Богослужебная литература. Киево-Печерский патерик. Зарождение летописания. Первые летописные своды. А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин о летописании на Руси. Школа переводчиков Ярослава Мудрого. Библиотеки и скриптории. Развитие книжной миниатюры.
Русская культура XIII–XV вв. Неоднородность культурного процесса. Возвышение Москвы. Москва как новый культурный центр. Тенденции национального объединения. Возрождение интереса к национальной древности. Предвозрождение на Руси. Теория Д. С. Лихачева.
Стереотипы мышления средневековой Руси. Покаянные книги о духовной культуре XIV–XVI вв. Мир поселянина. Культ святых. Роль православной церкви в духовной жизни общества. Преподобный Сергий Радонежский.
Философско-богословская мысль ХIV–XVI вв. Еретические движения в Москве и Новгороде. «Нестяжатели». Идеология осифлян. Формирование идеи «Москва – третий Рим».
Просвещение на Руси. Новгород и Псков как центры просвещения в период монголо-татарского нашествия. Падение уровня грамотности. Изменение ситуации со второй половины XIV в. Монастыри как центры культуры. Школы на Руси. Книжные училища. Система и содержание системы преподавания. Изменения в системе образования в XVI в. Накопление научных знаний. Географические знания. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Космологические представления. Зарождение книгопечатания. И. Федоров.
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Структура содержания учебной дисциплины
- 1.4. Методы (технологии) обучения
- 1.5. Самостоятельная работа студентов
- 1.6. Диагностика социально-личностных компетенций студента
- 2. Примерный учебно-тематический план
- Понятие культуры. Морфология и типология культуры
- Эволюция представлений о культуре. Культура и цивилизация
- Ранние формы культуры
- Истоки культуры. Культура первобытного общества
- Культура древних обществ Востока
- Античная Культура
- Крито-микенская культура
- Культура Древней Греции
- 3.3. Культура эпохи эллинизма
- 3.4. Культура Древнего Рима
- Культура эпохи Средневековья и Возрождения
- Западноевропейское средневековье
- Византийская культура
- 4.3. Арабо-мусульманская культура
- 4.4. Культура Возрождения. Итальянский и Северный Ренессанс
- 4.5. Культура Руси IX–XVI вв.
- 4.6. Культура Беларуси IX–XVI вв.
- Европейская Культура нового времени. XVII-XVIII вв. Западноевропейская культура XVII в.
- Культура эпохи просвещения
- Культура беларуси XVII-XVIII вв.
- 6. Культура XIX – начала XXI вв.
- 6.1. Культура XIX века
- 6.2. Развитие культуры в XX – начале XXI века
- Литература и источники основная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Дополнительная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Исследования
- Научно-справочные издания