Спектакль
Правило трех единств
Единство места действия Единство действия сюжета Единство времени действия
Схема 6.5. Классицизм в театре
К XVIII в. импульсивное и мистическое мироощущение, сильное в начале Нового времени, постепенно гаснет, и XVIII столетие в большей мере проходит под знаком классицизма, нежели барокко. Нарастают рационалистические тенденции, регламентирующие творчество художника-классициста: правильный выбор темы; правильное отношение к природе; правильный выбор моральной цели. Удовольствие от искусства должно приносить пользу.
III. В эстетику Просвещения большой вклад внесли Д. Дидро, И. Винкельман и Г. Лессинг. В работе «Лаокоон» Лессинг отстаивает мысль о необходимости расширения искусством своих границ. Эстетический идеал, по его мнению, связан не просто с положительным совершенством, а с борьбой, сопротивлением, проявлением незаурядной воли. Теоретики Просвещения развенчивали каноны классицизма, противопоставляли им принципы реализма.
Проблематика эстетических теорий традиционна: искусство и окружающий мир, искусство и воспитание человека.
Во второй половине XVIII в. немецкий философ Александр Баумгартен впервые вводит термин «эстетика». Баумгартен утверждал, что эстетика как младшая сестра логики составляет неотъемлемую часть философии. В орбиту эстетики включаются красота «вещей и мыслей», безобразное, возвышенное, искусство, эстетическое достоинство как единство этического и эстетического. Эстетическая проблематика постепенно начинает перемещаться с периферии в центр философских систем. Стала интенсивно разрабатываться теория вкуса. По-новому был поставлен вопрос о значении воображения и фантастических образов. Итальянец Дж. Вико показал, что «фантазия не является вспомогательной частью какой бы то ни было способности человека, а существует сама по себе». В Испании Б. Грасиан написал трактат по теории остроумия. В Англии и во Франции широко распространилась художественная критика произведений искусства, и не случайно в Англии та область знания, которую А. Баумгартен назвал «эстетикой», именовалась «критикой».
Основной тезис. В эстетической проблематике Нового времени началось перемещение внимания теоретиков искусства с фигуры художника на фигуру реципиента – читателя, зрителя, слушателя: судьба произведения искусства во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. Обсуждение вопросов художественной теории опиралось на традиционные категории эстетики, сложившиеся ранее (мимезис, катарсис, мера, гармония, симметрия, композиция и другие). Исключение составила категория художественного вкуса, показавшая, что в любой процесс восприятия «встроен» субъективный компонент.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения