Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По г. М. Штендеру.
в летописи, их было семь. Хоры новгородского и полоцкого соборов открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на, один промежуточный столб, тогда как в киевском арки тройные, на двух столбах. Декоративное убранство первых двух соборов также было заметно проще, чем киевского: использовалась только фресковая монументальная живопись; очевидно, организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно. Связь новгородского и полоцкого соборов с киевским проявляется не только в сходстве, но и в различиях. Например, площадь новгородской Софии вместе с галереями Равна площади киевского собора с внутренними галереями. Но так как внутренние галереи киевского собора уже новгородских, то размер основного здания храма в Киеве оказался большим, чем в Новгороде. В Киеве мастера приравняли высоту собора его длине, но в Новгороде при меньшей длине здания собор казался бы слишком приземистым, и его высоту сделали равной длине вместе с галереями. Поэтому новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Таким образом, даже указанное
существенное различие соборов свидетельствует о единстве приемов, которыми пользовались зодчие. Следует отметить, впрочем, что в полоцком храме есть вима, т. е. дополнительное членение между подкупольным пространством и апсидами,- особенность, характерная для столичной византийской архитектуры, но не использованная ни в новгородском, ни в киевском соборах, ни в Десятинной церкви. Попытки некоторых исследователей увидеть в Софийских соборах Новгорода и Полоцка другие архитектурные традиции, кроме киевских, не увенчались успехом: ни романского влияния, ни явно выраженных местных художественных форм в них не обнаружено. О том, что в Новгороде и Полоцке работали в основном киевские мастера, хорошо свидетельствует и тот факт, что после возведение Софийских соборов монументальное строительство здесь надолго прекратилось. Очевидно, что достаточно квалифицированных местных кадров строителей ни в Новгороде, ни в Полоцке еще не было.
Сложение архитектурной школы в Новгороде
Процесс феодального дробления Руси, интенсивно развивавшийся в XII в., привел к сложению сильных и относительно самостоятельных политических образований - княжеств. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. Для возведения храмов в тех городах, где еще не было своих зодчих, обычно приглашали мастеров из центров, где уже существовали строительные артели. Как правило, князья-правители самостоятельных княжеств стремились использовать приезжих мастеров не только для выполнения определенных строительных работ, но и для подготовки строительных кадров, т. е. для создания местной строительной артели. При этом в ряде южно-русских и среднерусских полити-
ческих центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. К середине XII в. на Руси помимо киевской существовали уже новгородская, полоцкая, галицкая и владимиро-суздальская архитектурные школы. В Новгородской земле можно видеть пример того, как разработка новых архитектурных форм и сложение самостоятельной архитектурной школы происходят в соответствии с требованиями, которые диктовались местными условиями и строительными материалами. После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. в Новгороде не было возведено ни одного монументального здания. Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов. Естественно, что в процессе такого интенсивного строительства должны были сложиться местные кадры и сооружение целой серии крупных храмов нельзя целиком относить за счет работы приезжих, киевских мастеров. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Конечно, здесь гораздо шире, чем в Киеве, использовали местный известняк, но ведь и в новгородской Софии, строительство которой явно выполнялось киевскими зодчими, тоже в большом количестве применялся местный камень. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Применяемая в строительстве волховская известняковая плита легко выветривается, и для предохранения стен от разрушения поверхность фасадов затирали розовым известковым раствором, тогда как арочные перемычки окон и порталов, сложенные из кирпича, раствором не закрывали. В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгорода построили церковь Благовещения. Позднее она была разрушена и на ее месте поставлена другая церковь. Остатки первоначальной постройки обнаружены при раскопках. Выяснилось, что это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Майкопский курган
- История
- О земном устроении
- Мать Земля и Отец Небо
- Даждьбог Сварожич
- Перун Сварожич
- Тёмные Боги
- Вопрос 2.
- Даосизм.
- Религия и общество. Социальные функции религии
- Социальные функции религии
- Система образования в конфуцианстве
- Конфуцианство.
- Становление Др. Русской арх-ры
- Основание Москвы
- История христианства (история I века н.Э. Дается в церковном толковании, т.Е. С допущением историчности Иисуса Христа)
- Идеология христианства
- Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По г. М. Штендеру.
- Новгород. Планы. 1 - церковь Благовещения на Городище, 2 - Николо-Дворищенский собор, 3 - собор Антониева монастыря, 4 - Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Старая Ладога. Успенская церковь. План.
- Старая Ладога. Успенская церковь. Северный фасад.
- Старая Ладога. Георгиевская церковь.
- Новгород. Церковь Спася-Нередицы.
- Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы,)
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. План.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Реконструкция западного фасада. По а. В. Столетову.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Фрагмент фасада.
- Становление церковной организации в христианизирующейся Римской империи в IV в.
- Зодчество Новгорода в 13-15 веках
- Возникновение христианства
- Иудейская догматика
- Ессеи (Иссеи)
- Христианство в Византии
- 3. Шатровое зодчество
- Митраизм
- Общее число кальвинистов на конец XX века - 35 миллионов человек
- Доктрина:
- 2. Кальвинизм
- Московская школа иконописи. Андрей Рублев
- Учение несторианцев
- Оппозиция учению
- Судьба учения
- Арианство
- 2. Реформы Никона и истоки раскола
- Старообрядчество (Раскольничество, Староверие)
- Энциклопедия «Религия»
- 1.Секты – долгожители
- "Движение объединения" Сан Мен Муна
- Псевдоиндуистские секты.
- "Трансцендентальная медитация"
- Секты отечественногг происхождения.