logo search
Imperiya_kak_sudba

"Дружба народов": люди и государство

Невероятно было стремление к человеческой теплоте. Наверное, от холода тоталитарного режима. "Многонациональное государство имело одни преимущества. Это как перчатка и варежка — где пальчикам теплее?" (украинка, 59 лет). Что особенно важно: межнациональные отношения выстраивались часто через голову административных, карательных и иных властей: "Общаться с простыми людьми было легко и просто. Коммунисты, это одно, а простой народ, коллеги, это совсем другое" (немец, 59 лет). "Если и были недостатки, то на уровне руководства, мы простые люди и нам жилось хорошо" (финка, 65 лет). В ответах нерусских респондентов "дружба народов" за очень редким исключением, не воспринималась как идеологическая категория. Она практически не считалась порождением социализма. "Еще в школе я задумывался, что такое пионерия, комсомолия. И кроме бессмыслицы ничего не видел. А вот дружба народов была реальной" (грузин, 47 лет).

В чем основа "дружбы народов" в сознании людей, кроме общения и взаимопонимании многомиллионной массы людей, их взаимоподдержки? В событиях и испытаниях Великой Отечественной войны ("Дружба была реальной. Наши отцы были фронтовиками" (армянин, 51 год) и в "счастливом детстве" ("У меня было детство, юность, пусть и вызывающий сейчас смех – комсомол, пионерия. Но это была интересная жизнь" (украинка, 48 лет). "У нас было нормальное детство, пионерское" (литовка, 45 лет). Причем пионерия и комсомол, в отличие от партии, в контексте дружбы народов принимают часто отчетливо позитивный оттенок: «Когда я была комсомолкой, мне дали поручение встретить в Ленинграде мать Зои Космодемьянской — теплоту и радость встречи помню до сих пор И это отождествляю и с дружбой народов и с понятием "советский человек"». (финка, 73 года).

Ответы на вопрос о дружбе народов очень развернуты, включают рассказы о своей собственной жизни и жизни своей семьи. Ответы, позволяющие понять, что конкретно в это понятие вкладывается, об отношениях какого рода идет речь. Каков, говоря языком современных антропологов, этот сценарий– развернутая во времени схема отношений? Как происходит культурная трансмиссия – то есть как юный член общества включается в данный культурный сценарий? "Предубеждение было у наших отцов, а у нас уже было совсем не так. Я думаю, у наших детей, останься Союз, вовсе бы непонимания не было" (литовка, 55 лет). Ясно, как к этому сценарию подключаются носители различных культур. Ведь речь идет о системе отношений, где не требуется глубинный отказ от себя, денационализация как таковая. Скорее требовалась ее имитация. Самобытность могла сохраняться, но поведение во многом строилось на компромиссах, опять же, почти не рефлексируемых.

Это была игра компромиссов, которая, по сути дела, вовсе не обязательно вытесняла национальность, она шла поверх нее и заполняла определенные лакуны моделей общения, не заполненные в национальных моделях. Сценарий "дружба народов" вовсе не обязательно отменял "национальный сценарий", скорее он его несколько трансформировал. Народы, традиционно соперничающие и даже враждовавшие, должны были сублимировать свою враждебность. Требовалось принятие системы компромиссов, как например, не выпячивание своей национальности, не вынесение исторически сложившихся национальных распрей на люди. Как говорилось в одном интервью: "Больше всего боялись вмешать в свои межнациональные конфликты власти. Власть бы ничего не поняла и такой огород бы нагородила. Конфликты разрешались в сублимированной форме: в виде спортивных соревнований, конкурсов "А ну-ка, девушки", КВН, на крайний случай в качестве разборок на дискотеках, перенесенных на бытовую плоскость" (армянин, 52 года, обр. высшее).

Поскольку "дружат" именно народы, человек и осознает себя представителем одного из народов, но его национальное сознание смягчено, для него важно утвердиться не в роли "представителя народа" (это и так в рамках советского национального проекта предрешено), а в роли человека, способного понимать представителей других народов и быть понятым ими, воплотить гармоничное сосуществование различных культур, ценностей, обычаев. Вспомним любимую советскую присказку: "Счастье – это когда тебя понимают". Сам патриотизм опирается не на государственность, а на межчеловеческое общение. "Да, являлся патриотом Советского Союза, без оговорок. Советский Союз — это страна, а строй — он сам по себе. Страна — это люди, культура, язык. Это родные люди, родная культура, без них мы сами — не люди" (армянин, 52 года). Это действительно была низовая культура, власти в этой игре совершали только какие-то ритуальные действия. "Коммунистическая система не смыслила в национальных отношениях не бельмеса. Это было замечательно!" (армянин, 52 года). "Национальная политика властей шла параллельно со всей народной жизнью, мало пересекаясь" (татарин, 58 лет).

Межнациональное единство и есть тот идеал, к которому стремится общество. И это не идеологема, а навык. Навык поведения в полинациональной и поликультурной среде, навык сочетания разнообразия и единства, навык взаимопонимания представителей различных культур, навык выстраивания межнациональной, межкультурной гармонии.