logo search
история дизайна 1-28

22. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в сша в 11950-х-1980-х гг.

В послевоенной истории дизайна США оформились две тенденции, представители которых с трудом находили общий язык. Сторонники пер-вой отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высо¬ких моральных требований к профессии, сознательно культивировали эли-тарность, подчеркивая, что моральный долг дизайнера - способствовать эстетическому развитию публики, вносить в предметный мир внешнюю упорядоченность и социальную гармонию.

В 1950-е гг. критики и теоретики присвоили работам нескольких масте¬ров дизайна статус произведений искусства, а остальных обвиняли в том, что они наполняют рынок безвкусными поделками. Крайне редко дизайнер мог удовлетворить и критиков, и широкую публику.

Высокие достоинства кресел Чарльза Имса из клееной фанеры или кресел Эро Сааринена несомненны, но их дороговизна не позволяла им распространиться за пределы офисов крупных компаний и богатых домов. С другой стороны, у широкой публики в 1950-е гг. огромной популярностью пользовался стиль, вызывавший возмущение у ревнителей хорошего вкуса.

С легкой руки дизайнера компании «Дженерал моторе» Харли Эрла автостроители из Детройта позволили обычным людям приобщиться к фантастическому миру скорости и полета. Для автомобилей 50-х гг. были характерны длинные плавные линии, передние бамперы с выступающими «клыками», опоясывающие ветровые стекла, широкие задние крылья, яр-кая двухцветная раскраска, хромированные ободы и множество приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Создатели других изделий массового спроса охотно использовали идеи автомобильного дизайна. Так, панели управления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком «под золото». «Ультрасовременные», то есть кричащие, формы пришлись по вкусу массовому потребителю.

С 1951 по 1969 г. число членов Общества индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 человек до более чем 600. Причем, если в первые послевоенные годы дизайнеры работали в основном как независимые консультанты, то к 60-м гг. они, как правило, были штатными сотрудниками фирм. Благодаря этому прежнее недоверие к дизайнерам со стороны инженеров-производственников не только развеялось, но и сама эстетическая сторона дела стала играть важную роль даже в таких отраслях промышленности, как медицинское оборудование и тяжелое машиностроение, хотя раньше их производителей редко беспокоил внешний вид изделий.

Независимые дизайнерские фирмы после войны расширялись еще быстрее. Нередко такие фирмы нанимали больше ста чертежников, модельщиков, инженеров, делопроизводителей, секретарш, специалистов по контактам с заказчиками и рекламе. Дизайнеры использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин и выставок, средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков, логотипов, фирменных канцелярских бланков и, что особенно важно, для разработки общей концепции имиджа корпорации-заказчика.

В 1957 г. Уолтер Дорвин Тиг построил модель пассажирского самолета «Боинг-707» в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые до сих пор остаются неизменными в авиапромышленности.

Генри Дрейфус, фактически создал науку эргономику, начав широкое изучение человека и групп людей в целях оптимизации процесса труда.

Элиот Нойс. Он был куратором отдела дизайна Музея современного искусства, но высокую репутацию и известность Нойс завоевал благодаря приданию строгой целесообразной формы множеству компонентов компьютеров фирмы IBM, а также другим промышленным символам 60-х гг., таким как пишущая машинка «1ВМ-селектрик».

Несмотря на видную роль дизайна в американской экономике, к концу 60-х - началу 70-х гг. в сообществе дизайнеров наступил перелом. Новые социальные, политические и экологические проблемы, накопившиеся к этому периоду, побудили дизайнеров к пересмотру своего профессионального положения в обществе. В результате в их творчестве появились новые направления. Преподаватель Виктор Папанек стал обучать студентов приемам недорогого «гуманитарного дизайна» для развивающихся стран, бедных слоев населения, престарелых и инвалидов.

принятие строгого законодательства об ответственности за качество выпускаемых изделий заставило дизайнеров уделять больше внимания вопросам надежности и безопасности товаров, а не только их внешнему виду.

молодые дизайнеры, отвергнув превозносимые критиками принципы утонченной чистой формы, стали черпать вдохновение в самых крайних элементах массовой культуры - комиксах, архитектурных формах придорожных закусочных, оформленных хромированным металлом и пластиком, автомобилях 50-х гг. с их хвостовым «оперением» огромных размеров.

Компьютерный дизайн предоставил маленьким независимым фирмам возможность генерировать идеи и Моделировать ситуации такого уровня, которые раньше были по плечу лишь крупным бюро, имевшим в штате десятки чертежников.

С другой стороны, очевидно, что дизайнер не может эффективно работать, не создав своего имиджа. Деятельность по формированию имиджа в США всегда расценивалась как один из методов пропаганды дизайна. И такое типичное для Америки явление, как стайлинг, поначалу воспринятое негативно, сегодня считается закономерным ответом дизайнеров на социальный заказ общества, рассматривается как стремление создать имидж изделию, встроить его в определенную предметно пространственную среду, пойти навстречу пристрастиям потребителей.

Один из учеников Р. Лоуи так пишет о его творчестве: «Он действительно прилагал много усилий для того, чтобы его изделия были желанными. В этом смысле он предвидел постмодернистское стремление придать вещам одухотворенность и смысл.

Джордж Нельсон был не просто дизайнером и архитектором. Это практик и теоретик в одном лице, искренне полагавший, что любая вещь должна нести определенный смысл, выраженный в целой системе визуальных форм и плоскостей. Его эксперименты с мебелью были метафоричны и именно поэтому все проекты Нельсона стали культовой классикой модерна XX века, а некоторые были признаны иконами дизайна.

Работа «Проблемы дизайна» (1957 г.) была своеобразным вызовом общепризнанным стандартам архитектуры.

Встреча Нельсона с Ди. Джей. ДеПри (D. J. DePree) положила начало его сотрудничества с ведущими компаниями того времени. Он в течение 20 лет являлся директором по дизайну в Herman Miller, Inc, и более 40 лет тесно взаимодействовал с фабрикой Vitra. В 1956 г. Джорж Нельсон создал компанию George Nelson & Associates, выпускающую оригинальные предметы интерьера.

Проекты Нельсона были многогранны. Невесомые изящные светильники — лампы Bubble и знаменитые часы Ball Clock, созданные в 1952 г. до сих пор пользуются неизменным спросом у настоящих ценителей американского модерна. Спроектированное в 1950-ом и вынесенное на суд публики в 1955-ом футуристическое кресло Coconut chair стало настоящей сенсацией. Его промышленный выпуск начался, спустя 3 года. Еще одним запоминающимся арт-объектом XX века от George Harold Nelson был диван Marshmallow (1956 г.). Играя на ассоциациях формы и цвета, дизайнеру удалось создать концептуально новый предмет интерьера. «Всеобщая система хранения», представленная в рамках промышленного дизайна 1958 г., стала настоящей находкой для маленьких квартир и новым взглядом на плоскость предметного дизайна.

Через год Джордж Нельсон реализован масштабный архитектурный проект — разработку и организацию Американской Национальной Выставки, проходившей в Москве. А спустя несколько лет, в 1964-ом, при его участии была подготовлена грандиозная презентация Chrysler на Международной Торговой Ярмарке в Нью-Йорке.

«Художник - это человек, который дает форму какой-либо сущности.

Долг дизайнера - выработать в себе художническое видение современного мира.

Добиться "хорошего дизайна" так трудно потому, что он требует от дизайнера большой эмоциональной и интеллектуальной зрелости, а такие люди встречаются нечасто.

Для нашей эпохи характерно, что старое нами отвергается, а новое быстро надоедает.

Смысл "культуры клинекс" в том, что все большее количество изделий превращается в предметы временного пользования.

От одержимых современным стилем людей, остается впечатление, что, если бы человек мог жить в хорошем современном доме, с современным интерьером, жизнь каким-то образом стала бы очень полной и прекрасной.

"Хороший дизайн" обогощает своего создателя творческим опытом и может точно так же обоготить зрителя или потребителя, достаточно подготовленного к восприятию воплощенной идеи. … Он не в состоянии превратить скучную, серую, ничтожную жизнь в значительную и радужно яркую — это под силу лишь самому человеку.

Дизайнер, одинаково владеющий резцом и карандашом, не видящий непреодолимых барьеров между изготовлением мебели и кинофильма, приобретает гибкость и уверенность перед лицом новой проблемы.

В наше время не так уж часто встречаются одаренные люди, умеющие говорить деловым языком и при этом сохраняющие способность широко подходить к стоящим перед ними задачам.

Когда речь идет о создании произведения искусства, технические усовершенствования, в процессе ли обработки или в материалах, не имеют ровно никакого влияния на конечную цель….»

Генри Дрейфусе в своем дизайнерском творчестве особое внимание уделял идеям человеческих движений. Он развил дизайн-теорию о связи между человеком и машиной и был убежден, что машина должна соответствововать требованиям человека, и никак не наоборот. Исходя из этих позиций он строил теории об эргономике и антропометрии. Определенной кульминацией поисков Дрейфусса стал телефон для компании Bell "Модель 300". Bell 300 на 40 лет остался американским стандартом для телефонов, возможно, благодаря доскональным функциональным и эргономическим проработкам автора, которые позволили создать подчеркнутую "доброжелательность" его формы.

выполняя заказы для галантерейной и парфюмерной промышленности. С 1930 года работал в контакте с "Белл телефон компани". Его известные работы 30-х: холодильник для "Дженерал электрик" (1938 г.), арифмометр (1933 г.), телефонный аппарат для фирмы "Белл" (1937 г.).

В годы второй мировой войны Дрейфус выполняет военные заказы: огнестрельное оружие, приборы, интерьеры танков. Среди известных работ послевоенных лет - трактора и сельскохозяйственные машины для компаний "Джон Диир" и "Хис-тер", пылесосы, полотеры, швейные машины ("Зингер"), телефоны и фотоаппарат моментальной цветной съемки "Полароид".

Неоспоримая же заслуга Генри Форда в том, что он создал автомобиль, который смогли себе позволить купить миллионы людей. Он руководствовался следующей философией: я построю машину для большинства... она будет настолько недорогой, что любой человек... сможет приобрести ее.

Благодаря энтузиазму Генри Форда, родилась «Форд Мотор Компани». Три гиганта: сталь, нефть и транспорт создали условия, необходимые Генри Форду для основания его компании. В 1864 г. – через год после рождения Форда – был открыт мартеновский процесс и началась современная эпоха стали. В следующем году нефтяная индустрия проложила первые километры обширной сети трубопроводов, которые вскоре будут давать топливо 75 миллион автомобилей. В 1869 году Американский континент был уже весь покрыт железными дорогами.