logo search
Теория и практика РТП

1.4. Современные тенденции в режиссуре театрализованных представлений и праздников

Массовое театрализованное представление – это высшая форма театрализованной режиссуры, которая может включать в се­бя все перечисленные формы представлений.

Искусство театрализованных форм в нашей стране решает задачу активного влияния на вкусы широкой массы людей, не поступаясь при этом яркостью и зрелищностью. «Эффективность культурно-просветительной рабо­ты находится в прямой зависимости от разработки понимания театрализации как особой художественно-педагогической методики, осмысляющей и подчеркивающей значимость реального факта, со­бытия с помощью средств искусства и вместе с тем, расширяющей комплекс идейно-эмоциональных средств массовой работы» (Э.В.Вершковский Режиссура массовых клубных представлений. Уч пособие. ЛГИК. Л. 1981, стр.70). «Театрализовать материал – значит выразить его содержание сред­ствами театра».

Понятие театрализация может означать при этом органиче­ское сочетание жизненного (нетеатрального), непосредственно связанного с деловой практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.

Являясь составной частью области духовного производства, участвуя в решении проблем социальных отношений, организации труда и быта, здоровья и досуга, образования и воспитания людей, массовые театрализованные мероприятия занимают свою специфическую нишу в социо-культурной сфере. Постоянно возникающие инновационные формы проведения массовых театрализованных представлений, огромный опыт других культурных преобразований в России, результаты научных исследований в области культурологии требуют системного анализа и обобщения. Одним из путей решения этой проблемы является применение технологического подхода, понятия технологии к этим процессам. Технологический подход является основой для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социо-культурной деятельности в целом и организации массовых театрализованных представлений, в частности.

Понятие технология – от греческого «techne» искусство, мастерство, умение, «logos» учение. Это понятие имеет множество трактовок:

Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь В.Даля);

Совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология, Словарь);

Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния объекта (В.М.Шепель);

Система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);

Перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, предписаний (В.Г.Афанасьев);

Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н.Данакин);

Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И.Холостова);

Таким образом, технология это одновременно система совокупности знаний, умений навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

«Современное понятие технология является содержательным обобщением, имеет три основных аспекта:

1. Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях современной теории и передовой практики;

2. Формально-описательный: технология это модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3. Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.

Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы» (Селевко Г.К., А.Г. Селевко Социально-воспитательные технологии М. Народное образование 2002).

«Массовое театральное зрелище способствует художественному и эстетическому воспитанию народа, широкому приобщению к ис­кусству. Нужно добиться того, чтобы массовые зрелища стали не­отъемлемой частью больших народных празднеств. Молодые ре­жиссеры, не страшась трудностей, должны со всем пылом и энерги­ей молодости взяться за организацию массовых театральных поста­новок под открытым небом» (Смильгис «Массовые театрализован­ные постановки под открытым небом» Сб. Массовые праздники и зрелища» М. «Искусство» 1961).

Профессиональное мастерство организатора массового ме­роприятия проявляется при отборе им содержания будущей театра­лизованной акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художествен­ные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее.

Совершенствовать технологию какой-либо работы – это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера -транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

«Каждому из нас необходимо почувствовать себя частицей большо­го социального целого, не зайти в скорлупу индивидуализма и по­требительства. Здесь-то выступает на арену такое мощное свойство, как широкое праздничное общение. Чем значительнее, масштабнее событие, которое вызывает к жизни праздник, тем шире, социально активнее, духовно богаче это общение» (А.А.Конович «Театрализо­ванные праздники и обряды в СССР» М. 1999. стр.4).

Неоспоримо, что в театрализованном представлении, как и в любом произведении театрального искусства все большее значение имеет художественный уровень драматургии, изобретательность и неординарность режиссерского замысла, степень исполнительского мастерства, выбор изобразительных средств, – словом, все, что связано с творческой, художественной стороной данного представления.

«В массовом представлении совершенно иные пропорциональные соотношения объемов декораций и человеческой фигуры, иной ра­курс, вообще иная схема взаимоотношений объекта и субъекта. Здесь вовсе необязательным условием является фактор фронтально­го обзора, когда актеры работают на небольшом возвышении прямо перед зрителями. В данном случае зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над\ аудиторией («космический полет» с использованием подъемного крана или вертолета) или находиться внизу, у ее ног (места для публики расположены крутым амфитеатром. Здесь зрители могут сидеть, стоять и даже лежать (допустим, представление идет на пляже), могут и двигаться от одной сценической площадки к другой (шествия, манифестации). Наконец, в ряде представлений (массовое |гулянье, карнавал) зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии. И, наконец, здесь нет главных компонентов традиционного театра. Нет драматургии с привычными диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологиче­ской мотивировкой каждого поступка героя и тщательной, скрупулезной разработкой характеров, нет той литературной первоосновы, которую остается лишь расцветить узорами трактовки и вязью ми­зансцен»1.

Но практика показывает, что масштаб, количество участников, ведение действий на огромном пространстве, обилие различных постановочных элементов и эффектов породили новые приемы режиссерской работы с исполнителями, участниками, постановочной частью. В ней первостепенное, порой решающее значение стала играть организационная сторона. «Собственно говоря, вопросы организации и процесса подготовки и выпуска представления – архиважны»2. Огромное значение при создании больших массовых праздников имеют организационные вопросы творческого и административного характера. Начиная с подготовки сценария или либретто, подбора руководящего творческого состава и коллектива исполнителей до детальной проработки системой управления многообразной техникой – все требует предельной четкости и почти военной дисциплины.

Не секрет, что при недостаточно четкой организации, при слабости сценарно-режиссерского замысла праздник может иметь отрицательный эффект, оставить у человека чувство глубокой неудовлетворенности. Режиссура театрализованного представления, как и всякая другая режиссура, не имеет права на консервацию традиций, даже самых хороших и интересных. Природа зрелищного театра требует постоянного обновления и поиска форм.

Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, орга­низаторы пользуются определенными технологиями, которые на­правлены на решение конкретных задач и состоят из последова­тельности или системы приемов и техник. Очень важно представ­лять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обяза­тельно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразо­вание и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подго­товке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».

Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. Замелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, мара­фон, прием, юбилей, шоу.... Причем религиозные и народные тор­жества перемежаются с профессиональными и сугубо государст­венными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унаследованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:

7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая – лишние выходные дни, 8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массо­вых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраива­ются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрите­ли» (Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998).

Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алго­ритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на под­готовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начина­ется применение культурно-досуговых технологий. Восторг, фее­рия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто за­нимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропот­ливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в ал­горитме подготовки массового театрализованного мероприятия су­ществуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:

- создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,

- проведение PR и фандрейзинговой кампаний,

- организация проведения репетиций,

- подведение финансовых и организационных итогов и т.п. Можно представить, что в развернутом виде технологическая «це­почка» могла бы иметь шесть «звеньев»:

I. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго гово­ря, п.1 - это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприя­тия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема - в какой форме будет проходить мероприятие (у каждой формы есть свои технологические особенности: мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализо­ванного представления). И. На этапе планирования:

• создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициа­тивная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).

• Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, рас­пределяет обязанности, создает рабочую группу (творче­скую, организаторскую, техническую);

• творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая ра­бота по воплощению сценария, конкретное вхождение в ка­ждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с орга­низаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформле­нии. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий во­площал идеи режиссера и даже сам где-то был бы режиссе­ром);

• техническая группа готовит техническое задание (преду­сматривается необходимость применения звуковой и свето­вой аппаратуры, других технических средств как для основ­ного действа, так и для спецэффектов, продумываются во­просы художественного оформления, другие организацион­ные вопросы - стоянки автотранспорта, наличие мест обще­го пользования и т.п.);

• организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;

• финальный аккорд планирования – утверждение сметы фи­нансовых затрат.

II. На этапе подготовки:

Предпразднество – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополни­тельные акции, готовят сознание людей приближающемуся торже­ству и тем самым центральный момент самою празднования уже во многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.

• решаются вопросы рекламного и PR-сопровождения. Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Ле­генда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная яс­ным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе: историческую ссылку, описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции), обобщающий комплимент приглашаемым – потенциальным участникам, объяснение выгод для гостей и участников. Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подоб­ным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем са­мым придает «вес» современному мероприятию. Например: «В таком-то году князь (купец, крестьянин, генерал, поме­щик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать кар­тинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.

Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): содержит самое общее представление о предмете праздника, это ин­формация о том, как происходит упомянутое в исторической моти­вации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталя­ми, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощуще­ние чего-то знакомого.

Например, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли...» Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по про­фессиональным навыкам, когда публика может стать не только зри­телем или участником, но и членом жюри конкурса). Во время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков про­сит удачи, на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком построении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие – уход рыбаков в море, закрытие - возвраще­ние с уловом.

Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк ...

Обобщающий комплимент приглашаемым потенциальным участникам - он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминать­ся такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий компли­мент позволяет организаторам точнее определить спектр мотиваций своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и лов­ких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.».

Объяснение выгод для гостей и участников - содержит описание тех преимуществ, которые получат гости и участники от присутст­вия на празднике. Оно завершает легенду. Например: «Те, кто при­дет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть луч­ший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, по­танцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать тури­стические песни в исполнении бардов, и т.д.).

• организуется фандрайзинговая кампания;

• составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;

• решаются технические проблемы;

• утверждается состав «уважаемых гостей»;

• проводятся репетиции и т.д.

IV. На этапе проведения:

- хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров ...);

- надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);

- нужны неожиданные ходы, сюрпризы;

- хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.

Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоми­нается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия – это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример -плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.

V. Этап анализа:

Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональ­ной среде.

Второе – финансовые итоги. Организаторы праздника должны по­лучить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извле­кать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организа­торам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают про­тив праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.

VI. Последний этап: принятие решения о последействии – обсуждение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказа от реализованной идеи (такое тоже может быть).

В обобщенном виде алгоритм подготовки и реализации конкурсной шоу-программы в зале (система «сцена-зал») может выглядеть сле­дующим образом:

а) подыскать место для инсценировки;

б) сделать расстановку сооружений;

в) оформить отдельные моменты инсценировки;

г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;

ж) проводить репетиции.

2. Административно-хозяйственная секция:

а) закупка материалов для инсценировки;

б) постройка необходимых сооружений;

в) приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.

3. Организационная секция:

а) подбор участников для инсценировки;

б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;

в) установление порядка во время репетиций и самой театрализованной программы.