logo search
MKhK

2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)

Одними из самых распространённых и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плакаты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор компонентов её оформления, изготовление макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству и т.д.

Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге, содержат много цветных иллюстраций.

В художественной литературе главное – содержание, поэтому её оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, чёрно-белые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла читателя.

Создание иллюстраций к художественному произведению – дело сложное и деликатное. Художнику-иллюстратору необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остаётся в сознании читателя.

Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин говорил, что художник, вложивший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой книги «вечными спутниками».

Пример 1. Для многих поколений читателей «Робинзон Крузо» Д. Дефо неотделим от иллюстраций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Распе – от иллюстраций тоже французского графика Г. Доре.

Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру.

Пример 2. Художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910) создал образ Демона, близкий по духу трагической и мятежной поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова.

Врубель обожал поэзию Лермонтова, и ему страстно захотелось языком кисти «расшифровать» лермонтовские строчки, «проиллюстрировать» их суть:

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой…

Художник создаёт произведение под названием «Летящий Демон» (1899).

Врубель опровергает сложившееся мнение о том, что «демон» это дьявол или чёрт. На самом деле «демон» в переводе с греческого означает «душа». «Летящий Демон» как бы напоминает людям, что кроме радостей жизни, восторгов, надежд и парений есть на свете тоска, одиночество, ужас, и что они вечно переплетаются со светлыми сторонами бытия.

До Михаила Александровича Врубеля, пожалуй, ни один художник не мечтал сострадательно изобразить Демона, изгнанного за грехи из Царства Божиего. Над первым созданием образа Демона Врубель работал мучительно долго. И вот произведение явилось зрителям.

(Диск2 «Россия ХIХ века», «Жанровая, пейзажная, батальная живопись», «Символизм» с.113 «Демон сидящий» 1890г. + альб. с.10-11)

Герой написан в образе юноши, который сидит, обняв колени, и задумчиво смотрит вдаль. Тяжёлые атлетические мышцы его обнажённого торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску.

Грозно вскинуты вверх чёрные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице.

Демон Врубеля схож с Демоном Лермонтова – их объединяет тоска одинокого гордого духа, страстное стремление к свободе. Но Демон сидящий наполнен отчаянием, горечью, безысходностью, что не было свойственно Демону великого поэта. Тема Демона преследовала художника всю жизнь.

Пример 3. Художник, график Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) написал иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (1903-1922).

(альб. «Мир искусства» с.37)

Главным героем всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры. В кульминационный момент трагедии, когда герой поэмы Евгений бежит от скачущего за ним грозного исполина – памятника Петру I, мастер рисует город тёмными, мрачными красками.

Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его.

Пример 4. Выдающийся художник-иллюстратор Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) создал иллюстрации к классическим и современным произведениям литературы. Он стремился к синтетическому оформлению книги, когда все художественные элементы – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты – составляют единый образно-стилистический ансамбль.

Иллюстрация к «Повести о полку Игореве…»

Пример 5. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) работавший в книжной графике. Мастер оформлял народные сказки, былины. Значительны иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Пушкина (1905). С поразительным мастерством и большим знанием художник изображал в многокрасочных картинах древнерусского быта старинные костюмы и утварь.

Иллюстрации к «Сказке о золотом петушке», «Василиса Прекрасная» и др.

(альб. «Мир искусства» с.38-40)

Пример 6. В ХХ веке появились музыкальные иллюстрации к литературным произведениям. Это и музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова, и симфонические гравюры «Дон Кихот» К. Караева к одноимённому роману М. Сервантеса.