9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
Концепция культуры Фридриха Ницше. Центральное понятие философии Ницше — «жизнь». Только жизнь есть единственная подлинная реальность. Все прочие явления, предметы, феномены человеческой деятельности интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью — сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он — природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и рождаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости. Разоблачая несостоятельность этих мифов и иллюзий, придуманных для слабых, больных, никчемных людей, Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека Для сверхчеловека нравственность представляется упадком, запретом на естественные поступки и желания, мораль — вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты, и из-за всего этого человек превращается в больное существо, отрицающее самого себя.
Исходный пункт философствования Ницше — признание того, что жизнь современной Европы протекает в «страшной напряженности противоречий» и клонится к упадку. «Вся наша европейская культура... — пишет он, — как бы направляется к катастрофе».
Признаки и симптомы этого упадка Ницше видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности — одним словом, в нигилизме, сделавшемся знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение.
Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти. «Жизнь, — говорит он, — это воля к власти», которая понимается, прежде всего как инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки человека. Человек изображается Ницше как по природе своей иррациональное существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ницше придает значение, выходящее за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса.
Мир — вечное становление без начала и без конца. Оно не приводит ни к чему ставшему, не подчиняется никаким законам, происходит без направления и цели. Это бессмысленный хаос, игра сил, возникающих из окружающего небытия и погружающихся в него, «процесс, не ведущий никуда».
Ницше утверждает, что все научные понятия, которыми мы пользуемся для объяснения мира, — это созданные нами фикции. Нет ни «субстанции», ни «вещи», ни «материи», ни «сознания»; все это выдумки, фикции, не имеющие объективного значения. Весь доступный нам мир построен из подобных фикций.
Свой нигилизм Ницше возводит в принцип. ««Я уже ни во что не верю»
- 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии.
- 2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
- 3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
- 4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
- 5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)
- 6. Культура как объективация духа в философской концепции г.Гегеля
- 7. Проблемы в философии и.Канта
- 8. Философский и культурологический смысл романтического движения.
- 9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
- 10. Марксистское истолкование культуры
- 11. Природа культуры в концепции з.Фрейда
- 12.Психоаналитические концепции Культуры (Юнг, Хорни)
- 13. Концепция осевого времени Карла Ясперса
- 14.Сравнительная морфология культур о.Шпенглера
- 15.Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры.
- 16.Понятие диалога у м.Бахтина.
- 17. Проблема культурно-исторического развития в работах Бердяева.
- 18. Концепция этногенеза Гумилева
- 19. Культурная антропология
- 20. Герменевтика и ее значение для культорологического знания
- 21. Понятие культурной формы и артефакта культуры
- 22. Язык и культура
- 23. Классификация культурных норм. Иерархия ценностей культуры.
- 24. Функции культуры
- 25. Понятие культурной динамики. Внешние и внутренние факторы культурной динамики.
- 26.Различные подходы к трактовке источников культурной динамики
- 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
- Исторические типологии культур:
- 28. Элитарная и массовая культуры
- 29. Субкультура и контркультура
- 30. Первобытная культура. Основные этапы становления.
- Эпоха позднего палеолита
- Эпоха мезолита
- Эпоха неолита
- 31. Культура Древнего Египта
- 32. Культура Междуречья
- Культура Шумера
- 33. Культура Древнего Китая
- 34. Культура Древней Индии
- 35. Роль буддизма и конфуцианства в становлении восточных культур
- 36. Специфика культуры арабо-мусульманского мира
- 37. Культура Древней Греции
- 38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
- 39. Типологические особенности византийской культуры
- 41. Романский и готический стили в искусстве Средневековья.
- 42. Культура европейского Возрождения
- 43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.
- 44. Европейская культура xiXв.
- 45.Модернизм как специфический путь выражения проблем XX в.
- 46. Основные художественные направления в культуре XX в.
- 47. Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в XX в.
- 48. Процессы вестернизации и глобализации в культуре XX в.- начала XXI в.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- 50. Культура и идеология
- 51. Языческая культура древних славян .
- 52. Крещение Руси и его влияние на развитие русской культуры
- 54. Культура белорусского средневекового города.
- 55. Оформление белорусской лингво-этнической общности
- 56. Культура белорусского Ренессанса.
- 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
- 59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.
- 60. Современное состояние белорусской культуры.