§3. Жестокость
Вакте бессознательной, абсурдной, нередко хаосогенной творческой деятельности художник в полном смысле слова не ведает, что творит. Контроль разума и основанных на нем социокультурных механизмов отключен. Поэтому в результате подобного творчества у художника пост-культуры на первый план в чистом виде выходят содержавшиеся в глубинах подсознания агрессивные инстинкты и сексуальные вожделения; они нередко господствуют в его арт-дея- тельности. Отсюда открытая чувственная эротика (доходящая нередко до демонстративного порно) и показной апофеоз садизма, мазохизма, агрессивности, жестокости.
Вхудожественном пространстве ХХ в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов видное место заняли
476
репрезентация и эстетизация жестокости, насилия, террора, войн, катастроф и им подобных актов и состояний, вызванных высвобождением прежде всего агрессивных или сексуально-агрессивных инстинктов человека. Утверждаемая Ницше релятивность моральных ценностей, включая ценность самой жизни, вскрытые Фрейдом агрессивно-сексуальные инстинкты человека, его интенция к смерти, художественный опыт маркиза де Сада и Л. Захер-Мазоха привели к включению в сферу искусства огромной и многообразной сферы жестокости. При этом в течение
ХХ в. здесь наблюдается некоторая достаточно отчетливая тенденция.
Вавангарде первой половины столетия сцены жестокости, насилия, терзания тел человека или животных репрезентировались в искусстве большей частью или в качестве неких возбудителей традиционных гуманных чувств и настроений протеста против жестокости (особенно в связи с войнами и революциями) или в качестве сугубо художественных средств выражения, отчужденных от обыденного конкретно жизненного смысла этих акций (например, в экспрессионизме, дадаизме, сюрреализме, театре абсурда). Со второй половины века на первое место выдвигаются сублимационно-эстетический, эстетский и постмодернистский аспекты репрезентации актов жестокости, утверждающие ее самоценность и равноправие наряду с другими способами художественной презентации. Представители арт-практик, включающих сцены жестокости (в изобразительном искусстве, фотографии, особенно широко в кино, телевидении, театре, акциях, перформансах и хэппенингах) признают наличие в человеческой природе агрессивных инстинктов и призывают не подавлять в себе жажду убийства и разрушения, но «сублимировать», а точнее трансформировать, ее в сферу искусства притом не в символическом (что нередко встречалось и в искусстве прошлого), а в прямом открытом виде, т.е. уже и не сублимировать в традиционном понимании этого термина, а просто как-либо являть в открытом, буквальном виде.
Вэтом они, в частности, ссылаются и опираются на богатый опыт древних цивилизаций с их жестокими культами и свидетельства кумира «продвинутых» художников Ницше. Последний утверждал, что одухотворение и даже «обожествление» жестокости пронизывает «историю высшей культуры». «Видеть страдания, — писал он, — приятно, причинять страдания — еще приятнее: вот суровое правило, но правило старое, могущественное, человеческое-слишком- человеческое, под которым, впрочем, подписались бы, должно быть, и обезьяны: ибо говорят, что
визмышлении причудливых жестокостей они уже сполна предвещают человека и как бы «настраивают инструмент». Никакого празднества без жестокости —
477
- § 1. Имплицитная эстетика
- Античность
- Греко-православное направление
- Икона — особый символ.
- Россия Нового времени.
- Западноевропейское направление
- Средние века.
- Иррационально-духовное направление.
- Солипсистское направление в символизме
- § 2. Эксплицитная эстетика
- Западная Европа
- Россия
- Эстетика жизни
- Владимир Соловьев
- Ранний Лосев
- Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
- § 1. Эстетическое
- Реализация эстетического
- Эстетический опыт
- Феноменологический аспект эстетического опыта
- Катарсис
- § 2. Вкус
- § 3. Прекрасное. Красота
- Прекрасное в имплицитной эстетике
- Прекрасное в эксплицитной эстетике
- § 4. Возвышенное
- Возвышенное в имплицитной эстетике
- § 5. Безобразное
- § 7. Трагическое. Комическое. Ирония
- Трагическое
- Ирония
- Глава III. ИСКУССТВО
- § 1. Искусство как эстетический феномен
- Искусство в эпоху научно-технического прогресса
- §2. Основные принципы искусства
- Мимесис
- Художественный символ
- Стиль
- Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ
- Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА
- § 1. Глобальные метаморфозы культуры
- Духовные приоритеты Культуры
- Ницше
- Новые парадигмы сознания
- Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД
- § 1. Общие принципы
- Классификация
- По отношению к НТП
- § 2. Основные направления авангарда
- Абстрактное искусство
- Василий Кандинский.
- Супрематизм Казимира Малевича
- Конструктивизм
- Футуризм
- Дадаизм
- Реди-мейдс.
- Сюрреализм
- Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- § 1. Модернизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Минимализм
- §2. Постмодернизм
- Энвайронмент
- Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ
- § 1. Лабиринт
- §3. Жестокость
- § 4. Повседневность
- «Образование не-художников
- § 5. Телесность
- §6. Вещь
- § 10. Эклектика
- § 11. Автоматизм
- Психический автоматизм
- Сверхразумный автоматизм
- § 12. Заумь
- § 13. Интертекст
- § 14. Гипертекст
- § 16. Итоги радикального эксперимента
- Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Источники
- Исследования
- История эстетики
- Теорий1
- Справочные издания
- Именной указатель1
- Предметный указатель1