§ 10. Эклектика
Соответственно принципиальной неклассичности творчества в «актуальной» арт-деятельности пост-культуры оно реализуется и организуется иными методами и способами, чем классическое искусство. В частности, оно принципиально эклектично и опирается в большей мере на сознательно эксплуатируемый принцип глобального автоматизма. При этом и то и другое выдвигаются на уровень значимых понятий творческого метода «продвинутых» арт-практик.
Под эклектикой (от греч. eklego — выбирать, собирать) имеется в виду принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и тому подобных компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, имевшей некий целостный облик или определенное стилистическое единство, но уже миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым, включая в этот коктейль и многие элементы уже давно канувших в лету феноменов.
Эклектика — это некий мыслительный или творческий алхимический котел, в котором варится все, что попало, из всего и вся, и в результате появляется нечто невиданное, но значимое в какихто отношениях. Это своего рода экспериментальная творческая лаборатория на переходных этапах истории культуры или искусства. В качестве классического образца эклектики можно указать хотя бы на творчество позднеантичного мыслителя Филона Александрийского (рубеж новой эры) или ранннехристианского отца Церкви Климента Александрийского (II—III вв.), особенно на его грандиозное сочинение «Строматы», опирающееся на сотни самых разных известных к его времени философских и богословских источников. Позже из идей Филона и Климента выросли достаточно целостные и оригинальные системы христианского миропонимания Оригена и ПсевдоДионисия Ареопагита. На основе эклектического раннехристианского искусства возникло высокохудожественное и высокодуховное византийское искусство и т.п.
В ХХ в. эклектика характерна для многих направлений искусства, арт-практик отдельных художников и писателей. На принципах эклектики основывается постмодернизм; многие неклассические движения в культуре второй половины ХХ столетия, пост-культура в целом.
495
Можно сказать, что эклектика — основа творческого метода (если о нем вообще имеет смысл говорить в этом контексте) большинства современных «продвинутых», или «актуальных», артпрактик.
- § 1. Имплицитная эстетика
- Античность
- Греко-православное направление
- Икона — особый символ.
- Россия Нового времени.
- Западноевропейское направление
- Средние века.
- Иррационально-духовное направление.
- Солипсистское направление в символизме
- § 2. Эксплицитная эстетика
- Западная Европа
- Россия
- Эстетика жизни
- Владимир Соловьев
- Ранний Лосев
- Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
- § 1. Эстетическое
- Реализация эстетического
- Эстетический опыт
- Феноменологический аспект эстетического опыта
- Катарсис
- § 2. Вкус
- § 3. Прекрасное. Красота
- Прекрасное в имплицитной эстетике
- Прекрасное в эксплицитной эстетике
- § 4. Возвышенное
- Возвышенное в имплицитной эстетике
- § 5. Безобразное
- § 7. Трагическое. Комическое. Ирония
- Трагическое
- Ирония
- Глава III. ИСКУССТВО
- § 1. Искусство как эстетический феномен
- Искусство в эпоху научно-технического прогресса
- §2. Основные принципы искусства
- Мимесис
- Художественный символ
- Стиль
- Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ
- Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА
- § 1. Глобальные метаморфозы культуры
- Духовные приоритеты Культуры
- Ницше
- Новые парадигмы сознания
- Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД
- § 1. Общие принципы
- Классификация
- По отношению к НТП
- § 2. Основные направления авангарда
- Абстрактное искусство
- Василий Кандинский.
- Супрематизм Казимира Малевича
- Конструктивизм
- Футуризм
- Дадаизм
- Реди-мейдс.
- Сюрреализм
- Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- § 1. Модернизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Минимализм
- §2. Постмодернизм
- Энвайронмент
- Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ
- § 1. Лабиринт
- §3. Жестокость
- § 4. Повседневность
- «Образование не-художников
- § 5. Телесность
- §6. Вещь
- § 10. Эклектика
- § 11. Автоматизм
- Психический автоматизм
- Сверхразумный автоматизм
- § 12. Заумь
- § 13. Интертекст
- § 14. Гипертекст
- § 16. Итоги радикального эксперимента
- Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Источники
- Исследования
- История эстетики
- Теорий1
- Справочные издания
- Именной указатель1
- Предметный указатель1