§ 1. Имплицитная эстетика
Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, богословии, экфрасисе — древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).
В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значимые результаты в греко-римской античности, в Средние века, в Возрождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический период, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,
1 От лат. терминов implicite (неявно, в скрытом виде) и explicite (в развернутом, явном виде).
14
филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.
- § 1. Имплицитная эстетика
- Античность
- Греко-православное направление
- Икона — особый символ.
- Россия Нового времени.
- Западноевропейское направление
- Средние века.
- Иррационально-духовное направление.
- Солипсистское направление в символизме
- § 2. Эксплицитная эстетика
- Западная Европа
- Россия
- Эстетика жизни
- Владимир Соловьев
- Ранний Лосев
- Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
- § 1. Эстетическое
- Реализация эстетического
- Эстетический опыт
- Феноменологический аспект эстетического опыта
- Катарсис
- § 2. Вкус
- § 3. Прекрасное. Красота
- Прекрасное в имплицитной эстетике
- Прекрасное в эксплицитной эстетике
- § 4. Возвышенное
- Возвышенное в имплицитной эстетике
- § 5. Безобразное
- § 7. Трагическое. Комическое. Ирония
- Трагическое
- Ирония
- Глава III. ИСКУССТВО
- § 1. Искусство как эстетический феномен
- Искусство в эпоху научно-технического прогресса
- §2. Основные принципы искусства
- Мимесис
- Художественный символ
- Стиль
- Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ
- Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА
- § 1. Глобальные метаморфозы культуры
- Духовные приоритеты Культуры
- Ницше
- Новые парадигмы сознания
- Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД
- § 1. Общие принципы
- Классификация
- По отношению к НТП
- § 2. Основные направления авангарда
- Абстрактное искусство
- Василий Кандинский.
- Супрематизм Казимира Малевича
- Конструктивизм
- Футуризм
- Дадаизм
- Реди-мейдс.
- Сюрреализм
- Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ
- § 1. Модернизм
- Абстрактный экспрессионизм
- Минимализм
- §2. Постмодернизм
- Энвайронмент
- Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ
- § 1. Лабиринт
- §3. Жестокость
- § 4. Повседневность
- «Образование не-художников
- § 5. Телесность
- §6. Вещь
- § 10. Эклектика
- § 11. Автоматизм
- Психический автоматизм
- Сверхразумный автоматизм
- § 12. Заумь
- § 13. Интертекст
- § 14. Гипертекст
- § 16. Итоги радикального эксперимента
- Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Источники
- Исследования
- История эстетики
- Теорий1
- Справочные издания
- Именной указатель1
- Предметный указатель1