logo search
Культурология ЭКЗАМЕН

59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.

Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства — все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910—1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.

После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.

Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915—1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкеви-чи, В. Ластовский и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнац-ком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата.147 С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.

Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложными политическими обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-иследо-вательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая «коре-низация»). Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Чеовякова, М. Гололеда и до.

Государственными языками были признаны белорусский, русский, лольский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школе осуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистия стали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения, известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некра-шевич, М. Пиятухович, А. Смолич, М. Горецкий, В. Лас-товский и др. Возглавлял комиссию по белорусизации

A. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Ба-лицкий, П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921—1928 гг. были созданы БГУ, Инбелкульт, БСХА в Горках, Витебский ветеринарный институт, открылись Государственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г. была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и 3. Жилунович. Работа Наркомата просвещения во главе с B. Игнатовским повысила цифру школ с белорусским языком обучения до 80 %, а число госслужащих, владеющих белорусским языком, возросло до 70%.

На протяжении 1918—1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. было создано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусской литературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы «Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище»; повести Я. Коласа «В полесской глуши», «В пущах Полесья», «На просторах жизни», М. Горецкого «Тихое течение», «На империалистической войне»; роман Т. Гартного «Соки целины», пьесу Я. Купалы «Тутэйшие». Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусский государственный театр под руководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. — БГТ в Витебске. Были поставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина, «Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова.

Второй период развития советской культуры (начало 1930 — середина 1940-х гг.). По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталина стало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видных ученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине». Среди них были А.Червяков — председатель ЦИК БССР, Д. Жилунович, B. Игнатовский, нарком просвещения А. Балицкий, нарком земледелия Д. Прищепов, зам. директора издательства «Беларусь» П. Ильюченко. В лагерях и тюрьмах погибло почти 50 писателей, в том числе М. Горецкий, В. Голубок, М. Чарот, М. Зарецкий, А. Дудар, П. Головач. Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.

Было введено всеобщее и обязательное начальное образование и, несмотря на то что доля грамотных людей постоянно возрастала (80 % в возрасте от 9 до 49 лет), она не обеспечивала стабильности культурного прогресса. К 1940 г. в БССР насчитывалось 67 академических и вузовских научных учреждений, в которых работало 2200 научных сотрудников, в том числе 28 академиков, многие из которых были широко известны: Н. Петрович (экономика), В. Пичета (история), И. Некрашевич (физика), А. Жебрак (биология) и другие.

Пагубными для белорусской литературы стали 1930-е гг. Она не могла успешно развиваться в условиях политических репрессий, цензуры, борьбы с религией, идеологического пресса, когда социалистический реализм был провозглашен единственным художественным методом творчества. С другой стороны, в те же годы пришла известность к таким белорусским писателям и поэтам, как В. Ходыко, А. Астрейко, М. Лужанин, А. Сологуб, Л. Гениюш, Н. Арсеньева, C. Шушкевич, С. Граховский, Э. Огнецвет, Ф. Пестрак. Большой популярностью пользовались драматургические произведения К. Крапивы «Партизаны». «Кто смеется последним», Я. Коласа «Война войне», 3. Бядули «Соловей», В. Вольского «Нестерка», Я. Мавра «Полесские робинзоны» и «ТВТ».

В 1928 г. в Ленинграде была образована студия художественных фильмов « Советская Беларусь», которая в конце 30-х годов переехала в Минск. У истоков белорусского кинематографа стояли Ю. Тарич, В. Гардин и В. Корш-Саб-лин. Музыкальная жизнь страны была ознаменована открытием в 1932 г. Белорусской государственной консерватории, а в 1933 г. — Белорусского театра оперы и балета. Кроме того, в 1930-е гг. основываются Белорусская филармония, Государственная хоровая капелла, Белорусский государственный ансамбль народных инструментов. В этот период расцвел талант белорусских композиторов И. Жиновича, А. Богатырева («В пущах Полесья»), Е. Тикоцкого («М. Подгорный»), А. Туренкова («Цветок счастья»).

Изобразительное искусство развивалось в ограниченных рамках социалистического реализма и ориентировало художников на отражение героики социалистического строительства, пафоса борьбы за народное счастье в годы гражданской войны. Наиболее известными стали картины В. Волкова «Партизаны», И. Давидовича «Курловский расстрел», Е. Зайцева «Чапаев» и «Вступление Красной армии в Минск в 1920 г.», К. Космачева «В подпольной типографии».

Монументальная пропаганда, вышедшая на уровень банального формализма, привела к возведению в каждом городе памятников К. Марксу, Ф. Энгельсу, В. Ленину, Ф. Дзержинскому, К. Либкнехту. Однако появлялись и скульптурные работы, несшие в себе национальный колорит, впоследствии именно они представили с достоинством период 1920—1930-х гг. Это работы А. В. Грубэ, который не был даже профессиональным скульптором («Лирник», бюст М. Богдановича, «Раб», «Тачечник»), психологические скульптурные портреты 3. Азгура («Голова рабочего», «Голова литейщика», портреты Ф. Дзержинского, А. Мяснико-ва, Г. Бабёфа). Интерес представляют также работы скульпторов А. Глебова, А. Бембеля, А. Орлова, А. Жорова.

Главной задачей советской архитектуры того времени становится реконструкция и развитие городов для потребностей народного хозяйства. В 1929—1934 гг. на площади В. И. Ленина в Минске был построен Дом правительства (архитектор И. Лангбард). Это одно из самых крупных зданий в республике, имеющее довольно лаконичную и строгую трактовку. Эффект его заключен в симметрии, сходящейся к центру, а тяжеловесность и массивность подчеркнута холодным серым тоном камня. Интерьер был оформлен при участии художников И. Бродского, А. Бембеля и 3. Азгура. Под руководством архитектора И. Лангбарда был построен также Дом Красной Армии в Минске (1934—1939), Государственный театр оперы и балета в Минске (1934— 1938), Дом Советов в Могилеве (1937—1940), главный корпус АН БССР (1934-1939).

В 1920 — 1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиозным дурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованы сотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожались храмы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистической реконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей, как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси, входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытие новых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительской деятельностью в Вильне занимались братья И. и А. Луцкевичи, В. Ла-стовский, написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший «Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы», «Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича.

Третий период советской культуры — послевоенный (середина 1940-х 1991 гг.). После окончания Великой Отечественной войны начался период восстановления народного хозяйства Беларуси. Города и села лежали в руинах, большинство художественных ценностей было уничтожено или разграблено, а каждый четвертый белорус погиб. Однако уже в 1946 г. начинается новая кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом», против «белорусского национализма» и «безродного космополитизма». Считалось, что население, которое проживало на оккупированной территории, попало под воздействие буржуазной идеологии. В 1947 г. был смещен с должности и арестован президент АН БССР, биолог и генетик А. Жебрак, министр образования П. Саевич, репрессированы видный белорусский историк М. Улащик, писатели и поэты В. Дубовка, И. Александрович. Развитие общественных наук было отдано под строгий контроль идеологических отделов ЦК КП(б)Б и образованного в 1947 г. специального отдела культуры.

Средняя школа в 1950—1980 гг. прошла через ряд многочисленных реформ: с 1959 г. было введено всеобщее семилетнее образование с обязательным политехническим обучением, причем заниматься мальчики и девочки стали совместно. В начале 1960-х гг. создается единый тип образовательных учреждений «ПТУ», которые готовили квалифицированных рабочих для разных отраслей промышленности. Десятилетнее образование окончательно закрепилось в 1964 г. Белорусские школы из-за резкого снижения употребления родного языка остались в большинстве своем в сельской местности. Был открыт целый ряд новых высших учебных заведений — Белорусский институт Механизации сельского хозяйства, Гомельский и Гродненский университеты, Гомельский кооперативный институт. Всего к 1985 г. на Беларуси насчитывалось 33 вуза. В период 1950—1970-х гг. в науке приобретают известность работы В. Купревича и Г. Гурино-вича в биологии, Н. Борисевича, В. Федорова и С. Шушке-вича в области физики, В. Платонова, Ф. Рака и Н. Еруги-на в математике, Б. Ерофеева и В. Комарова в химии, Т. Богомолова в геологии.

Главной темой литературы и драматургии становится война и место человека на войне (например, пьесы «Поют жаворонки» К. Крапивы, «К. Заслонов» А. Мовзона, «Брестская крепость» К. Губоревича, опера «Ясный рассвет» А. Турен-кова). Отображали нелегкие судьбы людей в условиях войны произведения «Млечный путь» К. Черного, «Ночью» и «Минское направление» И. Мележа, «Мышеловка» и «Один день» Я. Брыля, «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Карьер» В. Быкова, «Плач перепелки» и «Оправдание крови» И. Чигринова, «Война под крышами» и «Сыновья идут в бой» А. Адамовича, «Тревожное счастье» и «Глубокое течение» И. Шамякина, «Сорок третий» И. Науменко, «Зона молчания» С. Граховского, «Незабываемые дни» М. Лынькова, «Расстаемся ненадолго» А. Кулаковского.

В середине 1950—1960-х гг. публика высоко оценила трилогию Я. Коласа «На перепутье», романы «Люди на болоте» И. Мележа, «Сосна при дороге» И. Науменко, «Птицы и гнезда» Я. Брыля, «В добрый путь», «Сердце на ладони», «Тревожное счастье» И. Шамякина. Было реабилитировано и возвращено белорусской литературе наследие Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота, В. Дубовки, В. Ходыки, М. Федоровича. В расцвете творческих сил находились такие поэты, как П. Панченко, Г. Бородулин, А. Русецкий, А. Беле-вич, П. Глебка, П. Бровка, А. Зарицкий, М. Танк, Н. Гиле-вич. В жанре исторической прозы нашел себя В. Коротке-вич («Колосья под серпом твоим», «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский»), хотя идеологические гонения постоянно мешали его творчеству, впрочем, как и творчеству В. Быкова. Преждевременная смерть спасла В. Короткевича от уже подготовленного обвинения в национализме. Вынужден был стать диссидентом А. Адамович, не нашедший взаимопонимания с властями республики.

Сразу после освобождения Беларуси появилось много новых музыкальных коллективов, а именно, Государственный народный хор под руководством Г. Титовича (1952), Симфонический оркестр белорусского телевидения и радио (1958), Государственный театр музыкальной комедии (1971). Симфонические произведения белорусских композиторов Е. Ти-коцкого, Н. Аладова, А. Богатырева, В. Оловникова, инструментальные произведения П. Подковырова, оперы Г. Пук-ста и Д. Лукаса стали жемчужинами не только белорусского, но и мирового искусства. В конце 1960-х гг. появились первые вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры», которые занимались аранжировкой белорусской народной музыки. В 1950—1980-е гг. прославились такие композиторы, как И. Лученок, Л. Захлевный, И. и Н. Ермоленко, А. Мдивани, Э. Зарицкий, Д. Смольский.

После войны города и села Беларуси были почти полностью разрушены, самой острой проблемой была жилищная. В 1946—1949 гг. Белгоспроектом были разработаны генеральные планы застройки всех городов. В Минске вырос совершенно новый Ленинский проспект (потом И. В. Сталина, ныне проспект им. Ф. Скорины), площадь Победы, высотными зданиями был украшен проспект П. Машерова. К сожалению, параллельно уничтожались старые церкви и костелы: в 1960-е гг. Добровещенская церковь XII в. в Витебске и «фара Витовта» в Гродно, а в 1970-е гг. — униатская церковь в Березвечье под Глубоким и собор святого Стефана при коллегиуме иезуитов в Полоцке, построенные в стиле виленского барокко.

В 1950—1980-е гг. в изобразительном искусстве появляется ряд новых имен. Например, художник М. Савицкий (1922), который стал работать над темой войны («Партизаны», «Партизанская мадонна», «Витебские ворота»). В цикле работ художника под общим названием «Числа на сердце» (1974—1980) получила отражение бесчеловечность фашизма и несгибаемая воля к жизни, главным героем картины «Узник 32815» выступил сам автор, так как он был узником концлагерей Бухенвальд и Дахау.

В память о жертвах фашизма были создан целый ряд монументальных архитектурно-скульптурных комплексов. Например, над монументом Победы в Минске (1954 г.) работали архитекторы Г. Заборский, В. Кароль, его скульптурные барельефы были творениями 3. Азгура, А. Бембеля, А. Гле-бова, С. Селиханова. Был построен мемориальный комплекс на месте сгоревших деревень Хатынь и Дальва (архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов, 1969 г.), монумент в Жодино пайяти матери-патриотки Н. Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, которые не вернулись с войны (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыжанков, 1975 г.), Курган Славы Советской Армии — освободительницы Беларуси. В 1971 г. возводится величественный мемориальный комплекс героическим защитникам Брестской крепости (скульпторы А. Кибальников, А. Бем-бель, В. Бобыль, архитекторы В. Кароль, В. Занкович, Г. Сысоев, А. Стахович). Белорусский скульптор А. Аникей-чик (1932—1989) работал над созданием мемориального комплекса «Прорыв» (1974) и «Проклятие фашизму» (1983).

По-разному преломилась тема Отчизны в работах мастеров изобразительного искусства М. Данцига, А. Кашкуре-вича, В. Цвирки, В. Громыки, Г. Ващенко, А. Малишевского, К. Космачева, Ф. Дорошевича и др. Признание таланта ре-чицкого художника А. Исачева пришло к нему из-за границы, только после этого его работы стали выставляться на Родине.

Белорусский кинематограф был на подъеме. «Беларусь-фильм» не раз получал престижные награды за свои фильмы, среди которых следует отметить «Девочка ищет отца», «Часы остановились в полночь», «Альпийская баллада», «Москва — Генуя», «Город мастеров», «Анютина дорога», «Венок сонетов» и другие.