logo search
Как научить детей сотрудничать Том 1

Путешествие

Игра 51 (с 6 лет)

Цели:

Эту игру вы можете предлагать детям всякий раз, когда вам самим хочется отдохнуть и уйти в отпуск. "Путешествие" — спокойная и приятная игра, которая предоставляет детям возможность рассказать о своих желаниях и потребностях, а также о том, что им нравится в других детях. Эта игра позволяет увидеть и прочувствовать индивидуальность каждого ребенка, что развивает у детей уважение к другой личности.

Вы можете повторять эту игру неоднократно. Ее стоит прекращать всякий раз, когда вы видите, что внимание детей уже истощилось.

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Представьте, что вы собираетесь в путешествие. Закройте глаза и постарайтесь увидеть все, что вы при этом делаете.

Ты едешь в путешествие один или с тобой есть еще кто-то? Куда ты собираешься ехать и что хочешь взять с собой? (1-2 минуты.)

Затем Вы сами начните вслух планировать свое путешествие. Подправьте приведенный ниже вариант так, как Вам хочется. При этом все-таки важно, чтобы Вы "взяли с собой" всех учеников класса, но дети в своих рассказах не должны проявлять такого альтруизма — пусть они говорят о том, что им хочется на самом деле. Хорошо, если Вы честно расскажете о своих личных желаниях и мечтах, пусть у детей будет возможность побольше узнать о Вас.

Я отправляюсь в путешествие в дальние—дальние края, в страну, где все время светит солнце, и стоит теплая приятная погода. Пасмурное небо и дожди я не люблю. Я хочу взять всех вас с собой, потому что мне очень приятно с вами, и я люблю вместе с вами посмеяться. А еще я хочу взять с собой обоих своих детей, которых я очень люблю. Кроме того, я возьму с собой си-ди плеер, чтобы слушать гитарную музыку, которая мне очень нравится. Еще я хочу взять с собой фотоаппарат, ведь я люблю фотографировать. Конечно, я возьму и свой купальник, ведь я люблю плавать. Мы поплывем на большой яхте с алыми парусами. Когда мы будем стоять на палубе, ветер будет трепать наши волосы. А спать ложиться мы будем очень поздно, ведь это так прекрасно — любоваться ночью на звездное небо над морем. Наше путешествие продлится всего лишь неделю, чтобы дома по нам не слишком скучали.

Вот так я планирую свое путешествие. Теперь кто-нибудь из вас может рассказать о своем путешествии, о котором он мечтает. Кто хотел бы начать?

Возможно, Вы будете время от времени помогать детям, задавая им наводящие вопросы типа:

— Куда ты поедешь?

— Как ты хочешь туда попасть?

— Какие вещи ты хотел бы взять с собой?

— Почему ты хочешь взять именно эти вещи?

— Что бы ты хотел привезти из своего путешествия?

— Кто будет тебя сопровождать? Почему?

— Чего ты ждешь от этого путешествия?

Путешествие может быть и совершенно фантастическим: на Луну, например, или к какой-нибудь очень далекой звезде. Реализм событий не имеет значения. Важна эмоциональность при описании вещей и людей, к которым привязан автор рассказа.

— Насколько тебе понравилась игра?

— Ты отправляешься с родителями в прекрасные путешествия, хотя бы иногда?

— Чей рассказ о путешествии тебе понравился больше всего?

— Узнал ли ты что-нибудь новое о ком-нибудь из ребят?

— Хотел бы ты отправиться в путешествие с этим классом?

— Что для тебя в этом путешествии самое привлекательное?

Кто я?

Игра 52 (с 8 лет)

Цели:

Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек — лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция:

Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: "Меня зовут Валера". (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами "я", "мой", "у меня" и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.

Я люблю иногда подурачиться.

Я самый старший ребенок в семье.

Мой рост — один метр и тридцать пять сантиметров.

У меня рыжие волосы.

Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают "стихи".)

Анализ упражнения:

— Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?

— Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Чей автопортрет тебе понравился больше всего?

— Чье стихотворение тебе особенно понравилось?