Тема 5. Стиль в искусстве.
Стиль как предметная форма бытия культуры.
Художественный стиль.
Проблема соотношения стиля и канона в искусстве.
Эволюция стилей: классицизм, барокко, рококо, реализм.
Литература
Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.
Мириманов В. Б. Истоки стиля. – М., 1999.
Устюгова Е. Н. Стиль как явление культуры. – СПб., 1994.
Тема 6. Проблема восприятия в искусстве.
Понимание и сотворчество.
Художественный вкус и эстетическая оценка произведения искусства.
Воздействие искусства на личность: катарсис.
Литература
Бучило Н. Ф. Художественное восприятие. – М., 1989.
Выготский Л. Психология искусcтва. – М., 1965.
Мейлах Б. С. Процесс творчества в художественном восприятии. – М., 1985.
Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. – М., 1994.
Фитер Д. Оценивание без наслаждения // Американская философия искусства. – М., 1997.
Тема 7. Искусство и игра.
Понятие игры.
Игра в искусстве.
Игровые формы искусства.
Литература
Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.
Столович Л. Н. Искусство и игра. – М., 1987.
Хейзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.
Черняков И.В. Игра и художественная деятельность. – М., 1991.
Тема 8. Эстетика Античности.
Становление античной эстетики, ее мифологические основы. Гомер, Пифагор.
Платон и Аристотель об искусстве. Мимезис, катарсис.
Эстетика эллинизма.
Искусство в культуре Древней Греции.
Литература
Кривцун О. А. Эстетика. – М., 1998.
Никитина А. Мимесис в эстетике Аристотеля. – М., 1990.
Лосев А. Ф. Эстетика античной эстетики. – М., 2000.
Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. – М., 1994.
Татаркевич В. Античная эстетика. – М., 1977.
Тема 9. Происхождение искусства.
Возникновение искусства, его взаимосвязь с религией.
Религиозные и светские концепции происхождения искусства.
Миф и ритуал как основы первобытного искусства.
Первобытная живопись и скульптура.
Литература
Белова О. Ю. История искусств. – М., 1997.
Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Т.2. – Смоленск, 1997.
Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. – М., 1970.
Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2002.
Найдыш В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М., 2002.
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., 1995.
Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.
Художественная культура первобытного общества. – СПб., 1994.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения