Г. Рид Значение искусства
Комментарий. Герберт Рид (1893 – 1968) – классик современной западной эстетики. Г. Рид воспринял все плодотворные для эстетического исследования влияния, обнаружившие себя в XX веке, однако главным для него было исходить из эмпирического материала, прежде всего – материала истории искусств. Вот названия лишь некоторых из его работ: «Байрон», «Австралия. Живопись аборигенов», «Искусство и общество», «Искусство сегодня».
Различие между искусством и красотой
Большинство наших неудачных концепций искусства вырастают из отсутствия последовательности в употреблении слов «искусство» и «красота». Мы всегда принимаем, что все, что прекрасно, есть искусство, или что все искусство прекрасно, а то, что не прекрасно, не есть искусство, и что безобразие есть отрицание искусства. <…>
Смотрим ли мы на эту проблему исторически (помышляя, чем было искусство в прошлые века) или социологически – мы находим, что искусство было до сих пор или часто является вещью отнюдь не прекрасной.
Классический идеал
Понятие красоты имеет ограниченное историческое значение. Оно сформировалось в античной Греции и было результатом особой философии жизни. Та философия была антропоморфического рода; она превозносила человеческие ценности. Искусство, как и религия, было идеализацией природы и особенно человека как кульминирующего пункта природного процесса. Типом классического искусства является Аполлон Бельведерский или Афродита Милосская – совершенные или идеальные типы человеческого, совершенным образом исполненные, с совершенными пропорциями, благородные и безмятежные; одним словом – прекрасные. Этот тип красоты был подхвачен Римом и возобновлен в эпоху Ренессанса.
Мы все еще живем в традиции Ренессанса, и для нас красота неизбежно ассоциируется с идеализацией человеческого типа, который был выработан древним народом в далекой стране, не имеющего отношения к действительным условиям нашей повседневной жизни. Возможно, в качестве идеала он и хорош, но мы должны осознать, что он лишь один из нескольких возможных идеалов. Он отличается от византийского идеала, который был скорее божественным, нежели человеческим, интеллектуальным и абстрактным. Он отличается от первобытного идеала, который был и не идеалом вовсе, а, скорее, умилостивлением, выражением страха перед лицом таинственного мира. Он отличается также от восточного идеала, который тоже абстрактен, не-человечен и скорее инстинктивен, нежели интеллектуален. Но наши привычки мыслить настолько зависимы от нашей словесной экипировки, что мы пытаемся заставить это единственное слово «красота» служить всем этим идеалам как выраженным в искусстве. Если мы честны перед самими собой, то мы должны раньше или позже почувствовать вину, проистекающую от словесного искажения. Греческая Афродита, византийская Мадонна и дикарский идол из Новой Гвинеи не могут все принадлежать к этому классическому понятию красоты. Мы не должны забывать о бытии непрекрасного, или безобразного. И кроме того, прекрасные или безобразные, – эти объекты могут быть вполне законно описаны как произведения искусства.
Искусство и эстетика
Независимо от того, как определяем чувство красоты, мы должны немедленно классифицировать его как теоретическое, абстрактное. Обнаружениями этой красоты являются живые люди. Здесь выявляются три стадии: первая – прямое восприятие материальных качеств – цветов, звуков, жестов; вторая – согласование подобных восприятий в приносящие удовольствие образцы и модели. Эстетическое чувство может быть охарактеризовано как ограничивающееся этими двумя процессами, но может быть также и третья стадия, которая наступает, когда подобное согласование восприятий делается корреспондирующим с прежде существовавшим состоянием эмоции. Тогда мы говорим, что эмоции дано выражение. В этом смысле справедливо сказать, что искусство есть выражение. Но всегда необходимо помнить, что выражение в этом смысле есть последний процесс, опирающийся на предшествующие процессы чувственного восприятия.
Эстетика, или наука о восприятии, касается только первых двух процессов; искусство может вовлекать в себя не только эти ценности эмоционального рода.
Печатается по: Рид Г. Значение искусства // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов. – М., 2002.
Вопросы для самоконтроля
Какие дисциплины изучают искусство?
Что такое искусство?
Какие существуют гипотезы о генезисе искусства?
Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?
Перечислите фукции искуства.
В чем суть «религиозной» концепции происхождения искусства?
В чем заключается различие между искусством и красотой, по Г. Риду?
Литература
Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.
Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения