logo search
Эстетика-УМК- 7

Г. Рид Значение искусства

Комментарий. Герберт Рид (1893 – 1968) – классик современной западной эстетики. Г. Рид воспринял все плодотворные для эстетического исследования влияния, обнаружившие себя в XX веке, однако главным для него было исходить из эмпирического материала, прежде всего – материала истории искусств. Вот названия лишь некоторых из его работ: «Байрон», «Австралия. Живопись аборигенов», «Искусство и общество», «Искусство сегодня».

Различие между искусством и красотой

Большинство наших неудачных концепций искусства вырастают из отсутствия последовательности в употреблении слов «искусство» и «красота». Мы всегда принимаем, что все, что прекрасно, есть искусство, или что все искусство прекрасно, а то, что не прекрасно, не есть искусство, и что безобразие есть отрицание искусства. <…>

Смотрим ли мы на эту проблему исторически (помышляя, чем было искусство в прошлые века) или социологически – мы находим, что искусство было до сих пор или часто является вещью отнюдь не прекрасной.

Классический идеал

Понятие красоты имеет ограниченное историческое значение. Оно сформировалось в античной Греции и было результатом особой философии жизни. Та философия была антропоморфического рода; она превозносила человеческие ценности. Искусство, как и религия, было идеализацией природы и особенно человека как кульминирующего пункта природного процесса. Типом классического искусства является Аполлон Бельведерский или Афродита Милосская – совершенные или идеальные типы человеческого, совершенным образом исполненные, с совершенными пропорциями, благородные и безмятежные; одним словом – прекрасные. Этот тип красоты был подхвачен Римом и возобновлен в эпоху Ренессанса.

Мы все еще живем в традиции Ренессанса, и для нас красота неизбежно ассоциируется с идеализацией человеческого типа, который был выработан древним народом в далекой стране, не имеющего отношения к действительным условиям нашей повседневной жизни. Возможно, в качестве идеала он и хорош, но мы должны осознать, что он лишь один из нескольких возможных идеалов. Он отличается от византийского идеала, который был скорее божественным, нежели человеческим, интеллектуальным и абстрактным. Он отличается от первобытного идеала, который был и не идеалом вовсе, а, скорее, умилостивлением, выражением страха перед лицом таинственного мира. Он отличается также от восточного идеала, который тоже абстрактен, не-человечен и скорее инстинктивен, нежели интеллектуален. Но наши привычки мыслить настолько зависимы от нашей словесной экипировки, что мы пытаемся заставить это единственное слово «красота» служить всем этим идеалам как выраженным в искусстве. Если мы честны перед самими собой, то мы должны раньше или позже почувствовать вину, проистекающую от словесного искажения. Греческая Афродита, византийская Мадонна и дикарский идол из Новой Гвинеи не могут все принадлежать к этому классическому понятию красоты. Мы не должны забывать о бытии непрекрасного, или безобразного. И кроме того, прекрасные или безобразные, – эти объекты могут быть вполне законно описаны как произведения искусства.

Искусство и эстетика

Независимо от того, как определяем чувство красоты, мы должны немедленно классифицировать его как теоретическое, абстрактное. Обнаружениями этой красоты являются живые люди. Здесь выявляются три стадии: первая – прямое восприятие материальных качеств – цветов, звуков, жестов; вторая – согласование подобных восприятий в приносящие удовольствие образцы и модели. Эстетическое чувство может быть охарактеризовано как ограничивающееся этими двумя процессами, но может быть также и третья стадия, которая наступает, когда подобное согласование восприятий делается корреспондирующим с прежде существовавшим состоянием эмоции. Тогда мы говорим, что эмоции дано выражение. В этом смысле справедливо сказать, что искусство есть выражение. Но всегда необходимо помнить, что выражение в этом смысле есть последний процесс, опирающийся на предшествующие процессы чувственного восприятия.

Эстетика, или наука о восприятии, касается только первых двух процессов; искусство может вовлекать в себя не только эти ценности эмоционального рода.

Печатается по: Рид Г. Значение искусства // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов. – М., 2002.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие дисциплины изучают искусство?

  2. Что такое искусство?

  3. Какие существуют гипотезы о генезисе искусства?

  4. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?

  5. Перечислите фукции искуства.

  6. В чем суть «религиозной» концепции происхождения искусства?

  7. В чем заключается различие между искусством и красотой, по Г. Риду?

Литература

  1. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

  2. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.