Тема 13. Природа искусства
I. Проблема возникновения искусства.
II. Проблема определения искусства.
III. Функции искусства.
Основные понятия: подражание, игра, стиль, течение, направление в искусстве.
I. Возникновение искусства сокрыто от нас временем. Человек издавна пытался уловить свет совершенства не только с помощью мифологии, религии, но и искусства. Рождение искусств свидетельствовало о том, что общество начинает постигать гармонию неповторимого, сиюминутного. Проблему происхождения искусства никак нельзя отождествлять с проблемой происхождения материальных средств, которыми искусство пользуется, но которые являются для него только орудиями воплощения его содержания.
Существует несколько теорий происхождения искусства.
Схема 13.1. Теории происхождения искусства
«Имитативная» теория, сторонниками которой в разные времена были Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, утверждает, что искусство есть подражание природе (мимезис). Таким образом, причины возникновения искусства виделись в естественной склонности человека к подражанию.
Игровая концепция культуры и, соответственно, игровая теория возникновения искусства берет своё начало в произведениях Платона, Ф. Шиллера, И. Канта. Наиболее законченное оформление она получила в работе Й. Хейзенги «Homo Ludens». Искусство берет начало в тех же импульсах, что и игра. Искусство в чистом виде есть самоцельная игра, лишенная какого-либо содержания. В силу того, что игра – явление биологическое, присущее всем живым организмам, искусство есть одно из естественных природных явлений. Основной целью искусства является удовольствие, наслаждение. И игра, и искусство есть деятельность непринужденно-творческая. «Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях».
Согласно «религиозной» теории, зарождение искусства шло параллельно с развитием религиозных представлений человека. Человек верил в сверхъестественные силы, покланялся им, отражая свое поклонение в различных мифах, украшениях, сказках и т.д. Искусство оказало огромное влияние на становление религии. В ходе развития древнего общества из праздничных и повседневных магических практик, синкретических и ритуальных по своей природе, родилась знаковая система, способствовавшая затем художественно-образному отражению мира. Согласно религиозной концепции, культура создана Богом и свыше дана человеку. Впрочем, как и все остальное. Накапливая и оберегая сакральный духовный опыт, мифы открывали мир абсолютной красоты, безграничной свободы, обнадеживали, санкционируя пути достижения идеального состояния. В эстетическом плане миф богаче ритуала; (ритуал – сфера поведения, область практических и деловых навыков). Мифология – сфера священных и тайных знаний. Мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству.
Возникнув, искусство стремится не к копированию реальности, а к перевоссозданию, расщеплению и переструктурированию элементов видимого мира с целью проникновения в невидимое и открытия в вещах проблеска Абсолюта. Воплотить образы неизбывной гармонии искусству удается потому, что художественный язык многозначен, многомерен, символичен, как и само бытие.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения