36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Классицизм как художественное направление. Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus - образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17-начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. В 1674 году Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах. Классицизм в России. В России классицизм зародился во второй четверти 18в. Создавало его поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствующих им. В результате настойчивой работы было создано художественное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом, стройной системой жанров. Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и «низкими» ( комедия, басня, сатира) жанрами. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью. В драматических произведениях должно было соблюдаться правило трех единств – места, времени, действия. В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности,а «низшим» являлся портрет. Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19веке. Так в первой половине 19в. были созданы величайшие по своему значению архитектурные сооружения в Санкт – Петербурге, ставшие не только памятниками русского классицизма, но и визитной карточкой северной столицы. Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства.
- Вопрос 1. Искусство как особая художественно-образная форма отражения действительности. Классификация видов искусств.
- Вопрос 2. Функции искусства.
- 3. Живопись как вид изобразительного искусства, виды художественной техники.
- Техника:
- 4. Известные художники Беларуси.
- 5. Графика, ее виды и образные средства, техники.
- 6. Белорусские графики-иллюстраторы детских книг.
- 7. Скульптура- искусство создания объемно-пространственных образов. Виды, техники.
- Техника исполнения
- 8. Архитектура, ее виды. Типы сооружений.
- Виды архитектуры
- 9. Виды декоративно-прикладного искусства.
- 10. Русские традиционные ремесла и промыслы: росписи.
- 11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.
- 12. Белорусская традиционная игрушка.
- 17. Разновидности жанров.
- 18. Жанр натюрморта: представители.
- 19. Портретный жанр: представители.
- Поджанры портрета
- 20. Пейзажный жанр: представители.
- Развитие жанра
- Элементы пейзажа
- Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- 21. Бытовой жанр: представители.
- 22. Исторический жанр: представители.
- 23. Батальный жанр: представители.
- 25. Анималистический жанр: представители.
- 26. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: определение. Разновидности стилей и направлений.
- 27. Романский стиль.
- Особенности романского стиля
- 28. Готический стиль.
- 29. Ренессанс.
- 30. Барокко.
- Происхождение термина
- Черты барокко
- Эпоха барокко
- 31. Классицизм.
- 32. Ампир.
- Зарождение
- Особенности стиля
- 33. Модерн.
- 34. Художественные направления в изобразительном искусстве: реализм.
- Направление в живописи XIX-XX веков
- 35. Художественные направления в изобразительном искусстве: романтизм.
- 36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
- 37. Художественные направления в изобразительном искусстве: импрессионизм.
- Техника
- 38. Художественные направления в изобразительном искусстве: примитивизм.
- Примитивизм в искусстве
- 39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
- Модернизм в изобразительном искусстве
- 40. Законы изобразительного искусства.
- 41. Правила изобразительного искусства.
- 43. Средства изобразительного искусства.
- 44. Композиция: определение. Виды и типы композиции.
- 45. Стилизация как метод создания декоративной композиции.