logo search
ГЭК вопросы по эстетике

326). Поэтому художественный гений нуждается в

воспитании, в усвоении известных школьных пра-

вил, без чего любая одаренность вырождается

в дилетантизм и оригинальничание.Учение Канта о художественном гении имеет ог-

ромное значение, поскольку в нем Кант преодоле-

вал классицистическую теорию подражания. Искусство, по Канту, не является подражанием природе.

Гений сам творит, как природа, создавая правила

искусства и нормы его оценки. И вместе с тем твор-

чество гения не оторвано от природы. Именно че-

рез гения, т. е. через прирожденный талант, приро-

да дает искусству правила. Здесь понимание отно-

шения природы и искусства трактуется более

диалектично и глубоко, чем в рационалистической

теории подражания XVIII в.Вторая проблема, к которой обращается Кант

в своем учении об искусстве,— это классификация

видов искусства. В попытке создать систему ис-

кусств еще раз проявилось стремление Канта к

систематизации, к созданию принципов, на основе

которых такая систематизация возможна. В основу

деления видов искусств Кант кладет способ выраже-

ния. Таких способов выражения три: слово, жест

и тон. В соответствии с этим Кант выделяет виды

изящных искусств: словесное, изобразительное и

искусство игры ощущений. Под словесными искус-

ствами Кант понимает искусство красноречия и

поэзию. Оба эти искусства связаны со свободной

игрой воображения, хотя и делают они это раз-

ными способами. Пластические искусства разде-

ляются на два вида: это искусство чувственной

истины и искусство чувственной видимости. К пер-

вому относятся скульптура и архитектура, ко вто-

рому— живопись. Наконец, к третьему виду ис-

кусств, называемому Кантом искусством изящной

игры ощущений, Кант относит музыку и искусство красок. В этом делении различных видов искусств Кант не вводит ценностного момента.

О критерии оценки Кант говорит позднее, утверж-

дая, что этими критериями могут быть как удо-

вольствие, доставляемое искусствами, так и сте-

пень выражения эстетических идей. При характе-

ристике отдельных искусств Кант исходит из обоих

этих критериев. На первое место он ставит поэ-

зию, которая соединяет полную свободу вообра-

жения с полнотой передачи мыслей. Если исходить

из критерия удовольствия и возбуждения чувства,

то музыка должна стоять на втором месте, пото-

му что она ближе всего к словесным искусствам.

Музыка, по мнению Канта, имеет дело с игрой

ощущений, она выражает «только ощущения без

понятий». Поэтому с точки зрения второго крите-

рия— выражения эстетических идей — она должна

быть поставлена на низшее место. Из всех изобра-

зительных искусств Кант особо выделяет поэзию

как искусство, способное «проникнуть гораздо

дальше в область идей и в соответствии с ними

расширить сферу созерцания больше, чем это до-

ступно другим искусствам» (83, 5, 349).Эстетика Канта антиномична. Это обнаружива-

ется прежде всего в знаменитых кантовских анти-

номиях вкуса. Анализируя способность суждения,

Кант обнаружил противоречие, которое, по его

мнению, свойственно всякой эстетической оценке,

всякому суждению вкуса. С одной стороны, сужде-

ние вкуса настолько индивидуально, настолько лич-

ностно, что никакие доказательства или возраже-

ния не могут его опровергнуть. Отсюда следует вы-

вод, что о вкусах не диспутируют.Однако, с другой стороны, очевидно, что вкусы

не только субъективны, между ними существует неч-

то общее, позволяющее обсуждать различные вку-

сы. Отсюда следует противоположный вывод о том,

что о вкусах можно спорить.Таким образом Кант формулирует следующую

«антиномию» вкуса.1. Тезис. Суждения вкуса не основываются на

понятиях, ибо иначе о них можно было диспути-

ровать (решать вопрос посредством доказательств).Кант глубоко выразил противоречие, сущест-

вующее между индивидуальным и общественным

вкусом. В этом состоит одна из величайших за-

слуг его эстетики. Однако он считал, что это про-

тиворечие, как и всякая антиномия, принципиаль-

но неразрешимо. По его мнению, отдельные про-

тиворечащие друг другу суждения о вкусе могут

существовать вместе и в равной степени быть вер-

ными. В этом заключается закономерный для кан-

товской эстетики вывод.Действительно, с позиций кантовского дуализ-

ма, противопоставляющего «субъект» и «объект»,

«вещь в себе» и «вещь для нас», противоречие

частного и общего, субъективного и объективного

было невозможно разрешить.Эстетика Канта была философской эстетикой.

Но она не была целиком спекулятивной, лишенной

всяких связей с практикой искусства. Один из вы-

ходов в художественную практику заключался в

идее эстетического воспитания, которая органично

вырастает из всей эстетики Канта. Как и боль-

шинство просветителей, Кант полагал, что посред-

ством эстетической формы возможно достижение

гармонии эстетических интересов, гармонии мира

природы и мира свободы. Кант завершает свою

эстетику утверждением о том, что искусство явля-

ется символом нравственности. «Вкус делает воз-

можным как бы переход от чувственного возбуж-

дения к ставшему привычным моральному интере-

су, без какого-либо насильственного скачка...» (там

же, 377). Правда, Кант не разделяет утопизма про-

светителей, считавших, что человек по природе

добр и расположен к прекрасному. Скорее всего,

человек по природе зол. Но именно искусство спо-

собно к укрощению врожденного зоологического

своекорыстия людей. «Изящные искусства и нау-

ки, которые через удовольствие, обладающее все-

общей сообщаемостью, и через отточенность и

утонченность для общества хотя и не делают лю-

дей нравственно лучше, но-делают их более циви-лизованными, много отвоевывают у тирании чувственного влечения и этим подготавливают человека

к такому устройству, при котором властвовать

должен только разум...» Этот вывод кантовской эстетики очень важен.

Вся эстетика Канта с ее сложным логическим ап-

паратом приводит к идее практической, преобразую-

щей силы искусства. В этом заключается одно из

важнейших завоеваний эстетики великого немец-

кого мыслителя.От Канта в немецкой эстетике идут два пути.

Один — в сторону субъективного, второй — в сторо-

ну объективного идеализма. По второму пути пошли

Шиллер, Гёте, Шеллинг. По первому пути шел Фихте

.