Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
I. Специфика эстетического знания.
II. Предмет и задачи эстетики.
Основные понятия: эстетическое знание, красота, искусство, предмет эстетики, задачи эстетики, признаки научной системности.
I. Эстетическое знание насчитывает 2,5 тысячи лет. Эстетика – наука, изучающая основные законы функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Таким образом, можно сказать, что эстетика – это наука о чувственном познании, осмысление специфики чувственно-эмоционального отношения человека к миру.
Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе красоты и ее многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах, восприятия, функционирования и развития искусства. Полное и глубокое наслаждение искусством не возможно без художественной образованности, а последнее – без эстетики. Освоение мира, все виды человеческой деятельности при всем их многообразии осуществляются непременно в эстетической форме, а значит, не могут быть ни совершены без эстетического начала, ни осмыслены без определенных знаний. Эстетика и искусство – это фокус всей мировой культуры и средоточие всего гуманитарного опыта человечества.
Эстетику можно изучать посредством анализа конкретных эстетических теорий или проблем. Но возможно также исследовать ее с помощью анализа эстетических взглядов тех или иных мыслителей или писателей, художников или композиторов, архитекторов, скульпторов, когда теория и практика дополняют друг друга.
Парадокс, встречающийся во все времена: эстетика создается на основе искусства и для искусства и его творцов, но она редко выходит за свои собственные пределы, оставаясь эстетикой для эстетиков. Как показывает история искусства, очень редко можно наблюдать синхронное развитие эстетического опыта и эстетической теории. Судьба художественных методов не менее парадоксальна: они возникают из столкновения или знакомства с другими художественными методами, то есть новый художественный стиль вырабатывается из неприятия другого стиля. Наблюдается глубинная связь истории эстетических учений с историей философии, теорией искусства и другими гуманитарными науками.
II. П простиралось до вопросов государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон) то становилось аспектом богословия и думало, как с помощью искусства нацеливать человека на служение Богу (Тертуллиан, Фома Аквинский)
изучало проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства (Аристотель) было частью философии и космогонии, и служило созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы) сливалось с этикой (Сократ, с которого начался долгий процесс отделения эстетики от философии)
простиралось до вопросов государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон) становилось аспектом богословия и думало, как с помощью искусства нацеливать человека на служение Богу (Тертуллиан, Фома Аквинский)
сосредоточивалось на соотношении природы и художественной деятельности (Л. да Винчи) пыталось устанавливать каноны творчества (Н. Буало) полагало сферу своих интересов в чувственном познании мира, присущем искусству (А.Баумгартен)
Схема 1.1. Исторические традиции изучения эстетики
Таким образом, как видно из схемы 1.1., предмет эстетики изменяется в ходе развития культуры. С современной точки зрения предметом эстетики является весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с позиции общечеловеческой значимости всего прекрасного.
Э С Т Е Т И К А | 1. Анализ сущности искусства и эстетического во всем их многообразии. |
2. Выявление смысложизненной проблематики эстетических феноменов на уровне «острых» проблем современных образа жизни, дизайна и искусства. | |
3. Определение особенностей и проблем европейского типа субъективности и основанного на нем западного искусства ХХ века как наследия всего культурно-исторического развития Запада, поиск взаимосвязи стиля жизни, стиля мышления и стиля художественно-образного постижения мира. | |
4. Показ специфики бытования искусства в триединстве художественного произведения, акта творчества и художественного восприятия через уникальность и событийность каждого эстетического феномена. | |
5. Осмысление современной ситуации разрушения классических «атрибутов» искусства; целостности и уникальности художественного творения, авторства, профессионализма, опираясь на современные версии гуманитарного знания. |
Схема 1.2. Задачи эстетики
соподчинённость информативная насыщенность теоретичность и обобщение
упорядоченность иерархичность
минимальная достаточность монизм
независимость принципиальная разомкнутость
Схема 1.3. Принципы научной системы
Таким образом, эстетика как наука – это система законов, категорий, общих понятий, осмысливающая в свете определенной общественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, его восприятия и понимания.
Основной тезис. Центральная проблема эстетики – природа и специфика искусства. Главные проблемы эстетики как философии искусства: определение искусства, возникновение искусства, функции искусства, соотношение формы и содержания, особенности художественной деятельности, проблема художественного стиля, специфика художественного образа, проблема классификации искусства и др. Основные проблемы теории эстетики: эстетические категории, определение эстетического опыта, специфика эстетической позиции и особенностей эстетического созерцания, сущность эстетического качества, эстетической ценности, оценки и др. Одна из задач современной эстетики – преодоление разрыва между двумя потоками культуры: наукой и искусством. По-новому осознавая свой предмет, современная эстетика находит применение в общей теории коммуникаций (эстетическое поведение как коммуникативный процесс), в имиджелогии, в теории и практике дизайна, рекламы, осваивает виртуальную реальность и технологии компьютерного мира.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения