logo search
Лекции для экзамена

Билет № 13 Особенности организации театральной студии среди детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя. И даже создания целого спектакля.

Организация работы театральной студии детей дошкольного возраста:

В процессе работы в театральной студии с детьми должна быть поставлена цель.

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, развития эмоциональности у детей.

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.

2. Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Свою работу с детьми в театральной студии я разделила на три основных этапа

Этапы работы

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребенка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребенка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

1. Выявить уровень эмоционального развития.

2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка.

3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

Для решения поставленных задач на первом этапе, удобно использовать набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей, помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Эти упражнения строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа, большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Например: “Знакомство– дразнилка”, “Крэо–крау”, “Поводырь”, “Зеркало”, “Звучащие игрушки”.

Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

2-й этап – “Развитие”

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – тренинги на развитие: внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей.

3-й этап – “Творчество”

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в спектакле (инсценировке).

Задачи:

1. Развивать потребность в активной театральной деятельности.

2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

И последний, заключительный раздел – это повторные показы спектакля (инсценировки). Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и тоже. Этого можно избежать, если играть спектакль в разных составах. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).