logo search
шпоры по истории религии 20070

Энциклопедия «Религия»

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - религиозное движение в русском православии, вылившиеся в церковный раскол (см.), начавшийся в 1650-х и в известной степени продолжающийся до наших дней. С. впервые обнаружило себя в виде протеста против обрядовых реформ патриарха Московского и всея Руси Никона (см.). Целью реформ Никона было исправление ошибок в текстах богослужебных книг и приведение русского богослужебного обряда в соответствие с практикой, принятой в греческих и южнославянских церквях (Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская) и на Западной Руси (Киевская митрополия). Однако глубинные истоки С. можно обнаружить в эсхатологических идеях, укоренившихся в русском религиозном сознании еще в середине 15 в. Религиозная уния с римо-католиками, которую заключили константинопольский патриарх и император Византии во Флоренции в 1439 и последовавшее за тем падение Константинополя (1453) было воспринято русскими учеными монахами как знамения грядущего конца мира. Православная Русь остается после этих событий единственной в мире христианской страной, где истинная вера не искажена ересями и не подавлена иноверным владычеством. Так возникает учение о "Москве - Третьем Риме" (см.) как теория об особом избрании Богом русского народа и русского царя для сохранения и защиты этой истинной веры. Составленная новгородскими книжниками 1480-1490 "Повесть о Белом Клобуке" утверждала, что "ныне православная вера там (на Руси) почитается и прославляется больше, чем где-либо на земле". Воспитанное на этих представлениях чувство национальной религиозной гордости, уверенности в том, что русское православие самое чистое и святое, выразилось в постановлениях Собора Русской Церкви 1551 ("Стоглавого") по вопросу богослужебного обряда. Собор утвердил двуперстное крестное знамение "яко древлее" и под страхом церковного отлучения (анафемы) запретил употреблять "новое", введенное в греческих и балканских церквях только в 13-14 вв. и начавшее распространяться в то время и в России. Таким же образом утверждена была практика пения "Аллилуйи" дважды ("сугубая аллилуйя"), а не трижды ("Трегубая аллилуйя"), как принято у греков. Причиной нового всплеска апокалиптических настроений в русском церковном сознании стали Брестская уния 1596, воспринятая в его рамках как измена иерархии Киевской митрополии православию, и гонения на православных, развернувшиеся на Украине и Беларуси в первой трети 17 в., а также потрясения, пережитые русским народом в эпоху Смутного времени и польско-шведской интервенции (1604-1618). Московской церковной мыслью в 1630-1640-х было воспринято учение о многоступенчатом "отпадении" христиан от истинной веры, разработанное киевскими православными книжниками - борцами против униатства - архимандритом Захарией Копыстянским, монахом и учителем Иоанном Вышенским и учителем братской школы Стефаном Зизанием (см.). В соответствии с указанием Откровения Иоанна Богослова о том, что сатана был скован на тысячу лет "после же сего ему должно быть освобожденным на малое время" (Откр 20, 3), эти книжники полагали, что по истечении тысячи лет от воплощения Сына Божьего произошло отпадение от истинной веры Рима, по прошествии еще 600 лет произошло отпадение от нее Киева - матери городов русских, а когда исполнится 1666 лет, наступит "царство двора". Сочинения в апокалиптическом духе, созданные киевскими и продолжавших их традиции московскими книжниками, вошли в изданный в Москве в 1644 сборник, ставший известным под названием "Кириллова книга", центральным произведением которого было толкование Стефана Зизания на "Слово" св. Кирилла Иерусалимского о последних временах. В свете этих апокалиптических настроений осознавалась необходимость исправления ошибок в богослужебных книгах и упорядочения всего строя богослужебного обихода рядом видных деятелей, образовавшим т. н. кружок ревнителей благочестия или боголюбцев (протопопы Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, Аввакум, архимандрит Никон и др.), в известной степени под воздействием этих апокалиптических настроений. Когда один из членов этого кружка, Никон, стал патриархом Московским и всея Руси (1652), он начал решительные преобразования богослужебного обряда, взяв за образец изданные в Италии греческие богослужебные книги. С целью унификации русской богослужебной практики с обрядовой практикой, принятой у греков и балканских славян, им были изменены как раз те обрядовые формы, которые закреплялись постановлениями "Стоглавого" Собора 1551 (двуперстное крестное знамение, "сугубая аллилуйя" и др.) в качестве незыблемых "правил веры". Это и послужило поводом старообрядческого раскола. Одним из первых литературных произведений, четко выражающих идеи С., является сочинение монаха Спиридона Потемкина "Слова на еретики", написанное в конце 1650. Спиридон, в отличие от многих других противников обрядовых реформ патриарха Никона, перенес полемику с деталей обряда и личных выпадов на строго богословскую почву. По его мнению, нововведения Никона неправильные и бессмысленные потому, что жизнь церкви не требует никакого исправления, поскольку церковь "погрешить не может от святых догмат ни во едином слове". Из этого делается вывод, что богослужебные тексты, обряды и обычаи столь же святы и неизменяемы, как догматы, и их исправление есть ни что иное, как искажение, осуществляемое злыми силами для подрыва основ веры. Далее Спиридон Потемкин развивает учение об "отпадении" и значении числа 1666 и предсказывает, что начатые через 60 лет после Брестской унии реформы Никона приведут через 6 лет к воцарению антихриста. Церковный Собор (Большой Московский), осудивший С., состоялся именно в 1666, т. е. не через 66, а через 70 лет после Брестской унии 1596, но, несмотря на это, мистическое восприятие даты официального начала раскола сыграло огромную роль в развитии идеологии С. Отождествление обряда и догматов веры легло в основу всех течений С. Это отождествление является по сути новым богословским положением, которое отличает С. от вероучения вселенского православия.

Принятие всей высшей иерархией Православной Церкви постановлений Большого Московского Собора 1666-1667, утвердившего обрядовую реформу, лишило С. епископата, который, согласно учению Церкви, хранит и передает благодать апостольского преемства. Без епископов старообрядцы не могли иметь священников, освященных церквей и полноты всех таинств Церкви. В связи с этим сторонникам С. пришлось приспосабливаться к новым условиям, создавать новую эклессиологию. Сохраняя "старую веру" в виде внешних деталей богослужебного обряда, они были вынуждены изменять самую сущность как обрядов, так и вероучение в целом. Уже в самый ранний период существования С. в нем выделяются два течения, в соответствии с различием эклессиологического осмысления новых условий церковной жизни. Одно из них, берущее начало от учения протопопа Аввакума (см.), было более оптимистичным. Аввакум не полностью принимал учение о "конечном отступлении", погибели русского православного царства и воцарение антихриста. Он рассматривал существующую церковную и светскую власть, как "еретическую", но надеялся, что с приходом нового "благоверного" царя старая вера восторжествует на Руси. Настаивая на сохранении по возможности традиционных форм церковной жизни, Аввакум допускал принятие в старообрядцы священников "никонианского" рукоположения, тем самым признавая действительность его и немалые благодати в "никонианской" церкви. Эти идеи Аввакума нашли развитие в "беглопоповском" толке С. Основателем более радикального, "беспоповского" С. можно считать сподвижника Аввакума диакона Феодора. Согласно его учению, антихрист воцарился в 1666, все духовенство изменило Христу и лишилось благодати. Признание беспоповцами торжества антихриста в земном мире представляло собой выдвижение нового догмата, из которого вытекало учение, во-первых, о безблагодатности церкви и священства и, во-вторых, об учительской власти мирян, на основании последнего утверждения возник институт беспоповских "наставников", в-третьих, представление о порочности всего мира и невозможности в нем таинств евхаристии, священства и брака, в-четвертых, об необходимости для сторонников С. отказа от тех форм христианской жизни, которые освящены таинствами - от брака и продолжения человеческого рода. В зависимости от вырабатываемых в связи с этими богословскими положениями новых форм обряда и организации общинной жизни, С. беспоповского направления раздробилось в конце 17-19 вв. на множество согласий и толков.

Большая советская энциклопедия

Старообрядчество, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей С. от официальной церкви (см. Раскол) происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, "древлего благочестия". Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от "никониян" общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении "крестного знамения" и др.). При некоторых общинах создавались старообрядческие школы - "грамотицы". С. с самого начала не было единым. К концу 17 - началу 18 вв. распалось на многие течения, получившие названия "толков" и "согласий", существенно отличавшихся друг от друга. С. разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины - в основном на С. государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств. По мере того как старообрядческие общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство; из среды старообрядцев выделялась купеческая верхушка. Постепенно большинство старообрядческих согласий утратило оппозиционный характер по отношению к царской власти и официальной церкви. Особенно это относится к поповщине, из которой вышло много купцов и предпринимателей. В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковную организацию. В середине 19 в. они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (Австрия, ныне территория Черновицкой области УССР). В 1853 была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называть беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов, т. е. перешедших к ним из господствующей церкви), не признала Белокриницкую иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. К концу 17 в. на С. вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный в беспоповщине поморский толк. На С.-З. распространилась федосеевщина (её центр с 70-х гг. 18 в. - Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с поморянами. В 1-й половине 18 в. от поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), которая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям. Беспоповщина в некоторых своих крайних толках (например, "бегуны") смыкалась с сектантством. Поместный собор русской православной церкви 1971 принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с ортодоксальным православием. В СССР существует 3 основные ветви "древлеправославного старообрядчества": Белокриницкая иерархия, беглопоповское и поморское, или беспоповское, согласия.

Вопр.3

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Декоративно-прикладное искусство допетровской Руси

      Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.      Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическим началом.      Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное восприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лица приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь, сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, в скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутых композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишенной индивидуальных черт.      В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные непосредственно с византийской традицией, скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.      Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы и орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела», расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.      В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.      До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей. Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре. Если разнообразные деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическим орнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в мебели применялись формы, заимствованные из архитектурного декора. Резные изделия часто пестро раскрашивались.      Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное письмо» - бытовые сцены, сказочные существа и т. д.      Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в. применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.      Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.      Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.      В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.

Культура восточных славян и ранние этнические формы материальной культуры и бытового уклада. Сложение предметных комплексов, определяющих структуру художественных ремесел (одежда, орудия труда, бытовая утварь, оружие и доспехи, конский убор, ритуально-магические и празднично-обрядовые предметы, архитектурно-декоративные формы). Освоение эстетики природных материалов: металла, камня, глины, дерева, кости. Развитие геометрического орнамента, изобразительные формы. Обработка металла (серебра, бронзы), ковка и литье. Типы и формы изделий из металла. Полихромные выемчатые эмали на бронзе. Гончарство, техника лепки и декорирования. Ручной гончарный круг. Геометрический орнамент в керамике, металле, резьбе и гравировке по кости. 

Соприкосновение восточнославянской культуры со скифо-сарматскими, финно-угорскими племенами. Контакты со скандинавской и византийской культурами. Влияние византийских изделий V-VIII вв. на художественное ремесло славян. Усложнение структуры художественного ремесла в VIII-X вв.

Сохранение самобытных черт славянской культуры в искусстве средневековой Руси. Восточнославянское художественное наследство в народной культуре XVIII-XIX веков.

Художественные ремесла Киевской Руси. Городское и сельское ремесло. Воздействие византийского искусства, ввоз изделий и приток мастеров. Появление новых художественных материалов, орнаментально-декоративных форм и художественных образов, усложнение техник (резьба по камню и кости, шитье, ювелирное искусство, стеклоделие, керамика). Процесс "обрусения" византийских традиций. Романские влияния в художественном ремесле Руси.

 Комплекс храмового убранства, появление монументальных форм искусства (мозаика, резьба по камню, медное и бронзовое литье и др.).

Художественная обработка металла. Ковка и литье из золота, серебра, бронзы, меди. Широкое разнообразие декоративных техник (чеканка, гравировка, резьба, эмаль, зернь, скань, чернь). Перегородчатая эмаль по золоту как высшее достижение киевских ювелиров. Типы изделий религиозного и светского назначения. Клады как источник материалов по истории златокузнечества.

Резьба по камню. Плоский рельеф. Мелкая пластика и архитектурно-декоративные формы.

Керамика. Распространение ручного гончарного круга, введение высокотемпературного горнового обжига. Использование цветных глазурей в гончарных изделиях и в архитектурной керамике.

Стеклоделие. Появление первых мастерских, изготовление мозаичной смальты и простых украшений.

Искусство лицевого шитья, основные типы произведений, техника исполнения и материалы. Влияние византийских и восточных узорных тканей на искусство орнаментального шитья, их роль в парадной одежде и церковном убранстве. Монеты и книжная миниатюра как источники представлений о формах мебели и костюма эпохи Киевской Руси.

Сложение центров художественного ремесла в Чернигове, Полоцке, Смоленске, Рязани, Новгороде в XI-XII в. Подъем местных школ домонгольского искусства в связи с распадом Киевского государства.

Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества; сложение местных особенностей. Культурные связи с Востоком, Византией, Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой. Резьба по белому камню; рельефы и прикладное искусство. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Соединение декоративно-орнаментального и монументального начал в различных видах искусства. Формирование стилизованного растительного орнамента.

Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Тератологический стиль в резьбе по камню и дереву. Сокровища ризницы новгородского Софийского собора. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII в. и новгородской школы древнерусского шитья. Черты монументального стиля в памятниках декоративно-прикладного искусства.

Билет 24

Вопр.1

Фетишизм

Фетишизм (от слова fetish – идол) - религиозное поклонение материальным неодушевлённым предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Истекает из веры в одушевлённость мира.

Распространён в Африке (из-за того, что там инфекционные заболевания, много хищников). Это наиболее ранняя форма верований.

Фетиши бывают общеплеменные и личные. Сухман – личный фетиш, не связан с общеплеменными верованиями. Прося о чём-то фетиша, в него вбивали гвозди.

Типы фетишей: семейные родовые, личные, общегосударственные (общенародные). Фетишами могут быть шкуры, бивни, «иконки», камни и др. Позже фетиши стали приобретать человеческие признаки. Эти фигурки стали прототипами идолов. Фетишизм – система поддержек, чтобы чувствовать себя более уверенным в мире. Крест – тоже фетиш. Специализированная форма одежды, значки, талисманы, особый цвет, знамя, герб и др. – тоже фетиши. До сих пор, даже хотя развита наука, человеку из-за его психологии нужна такая поддержка. Но надо отдавать себе отчёт, насколько это адекватно, и не попадать в зависимость от этих вещей.

Вопр.2

Тоталитарные секты.

Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например:

Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.

Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.

Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам.

Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.

Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее).

Тоталитарные секты.

Тоталитарные секты можно условно классифицировать.