Имя существительное
Существительные не имеют категории рода, также нет чёткой грамматической формулировки образования множественного числа. Нет артиклей.
Для образования множественного числа может использоваться:
-
то же слово, что и в единственном числе: 猫 (нэко) — кот, кошка, коты, кошки, 魚 (сакана) — рыба, рыбы, 自動車 (дзидо:ся) — автомобиль, автомобили. Догадаться о числе можно исходя из контекста.
-
удвоенное слово, при этом вместо повторного написания иероглифа может использоваться знак 々: 山 (яма, гора) — 山々 (ямаяма, горы). Часто второе слово подвергается рэндаку, то есть начальный глухой согласный второго слова превращается в звонкий: 日 (хи, день) — 日々 (хиби, дни), 人 (хито, человек), 人々 (хитобито, люди), 島 (сима, остров) — 島々 (симадзима, острова). Далеко не все слова могут образовывать множественное число таким способом.
-
суффикс -達, -たち (-тати): 私 (ватаси, я) — 私達 (ватаситати, мы), 子供 (кодомо, ребенок) — 子供達 (кодомотати, дети), あの人 (анохито, тот человек) — あの人たち (анохитотати, те люди). Однако слова 友 (томо) и 友達 (томодати) означают и друг, и друзья.
-
Счётное слово с указанием числа предметов: 馬 (ума, лошадь) — 一匹の馬 (иппики-но ума, одна лошадь), счетное слово -匹 (-хики,-пики), использующееся для счёта животных; 会社員 (кайсяин, служащий фирмы) — 五人の会社員 (гонин-но кайсяин, пять служащих), счётное слово -人 (-нин), употребляется при счёте людей.
В японском языке развита система падежей существительного. Набор падежных суффиксов одинаков для всех существительных, поэтому склонение просто в использовании и при изучении.
Кана | Чтение | Падежи | Вопрос | Пример | Транскрипция | Перевод |
— | — | Звательный (основной, словарный) | Кто? Что? | 私は学生です | Ватаси-ва гакусэй дэсу | Я студент |
-は | -ва | Именительный (тематического подлежащего) | Кто? Что? | 田中さんは軍人です | Танака-сан-ва гундзин дэсу | Господин Танака — военный |
-が | -га | Именительный (рематического подлежащего) | Кто? Что? | アンナさんが学生です | Анна-сан га гакусэй дэсу | Анна (а не кто-либо) студентка |
-を | -о | Винительный | Кого? Что? | 本を読みます | Хон-о ёмимасу | Читаю книгу |
-の | -но | Родительный | Чей? Кого? Чего? | 父の家 | Тити-но иэ | Дом отца |
-に | -ни | Дательный | Кому? Чему? | 本を学生に上げます | Хон-о гакусэй-ни агэмасу | Даю книгу студенту |
-に | -ни | Места при глаголах состояния | Где? | 部屋に机があります | Хэя-ни цукуэ-га аримасу | В комнате — стол |
-に | -ни | Цели | Куда? Зачем? | 勉強に行きます | Бэнкё: ни икимасу | Пойду учиться |
-に | -ни | Превратительный | В кого? Во что? | 学者になります | Гакуся-ни наримасу | Стану ученым |
-へ | -э | Направления | Куда? | 会社へ行きます | Кайся-э икимасу | Иду в фирму |
-で | -дэ | Орудия, места действия | Кем? Чем? Где? | 箱を家で作ります | Хако-о иэ-дэ цукуримасу | Делаю ящик дома |
-から | -кара | Исходный | Откуда? От какого места? От какого времени? | ウラジオストクから来ました | Урадзиосутоку-кара кимасита | Приехал из Владивостока |
-まで | -мадэ | Предельный | Докуда? До какого места? До какого времени? | ロケットは星まで飛びます | Рокэтто-ва хоси-мадэ тобимасу | Ракеты долетят до звёзд |
-より | -ёри | Сравнения | Чем кто? Чем что? По сравнению с кем (чем)? | 外は内より涼しいです | Сото-ва ути-ёри судзусий дэсу | Снаружи холоднее, чем в доме |
-と | -то | Совместный | С кем? С чем? | 友達と映画館へ行きます | Томодати-то эйгакан-э икимасу | Иду с другом в кино |
-も | -мо | Присоединительный | И кто? И что? | 私もそう思います | Ватаси-мо со: омоимасу | Я тоже так думаю |
При обращении к лицу используются именные суффиксы, соответствующие словам «господин», «сэр», «товарищ», «мадам», «сударыня» в других языках: 田中さん (Танака-сан, господин/госпожа Танака), 山本先生 (Ямамото-сэнсэй, г-н Ямамото (обращение к врачу или преподавателю)), 川田君 (Кавада-кун, коллега Кавада).
Для обозначения пространственных, временных и других смысловых взаимоотношений используются послелоги.
- Транспорт
- Средства массовой информации
- Праздники
- Культура Японии
- История культуры Японии
- Литература
- Изобразительное искусство
- Живопись
- Каллиграфия
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство, ремёсла
- История
- Икэнобо
- Рикка Сёфу-тай
- Рикка Симпу-тай
- Сека Симпу-тай
- Поддержание влажности воздуха
- Расщепление
- Расположение и зимовка
- Почва и горшок
- Источники материала для бонсай
- Кинематограф
- Аниме и манга
- Архитектура
- Национальная кухня
- Традиции, обычаи, этикет
- Литература Японии
- Специфические жанры
- Известнейшие антологии, эпос и авторы по эпохам
- Библиография
- Гимн Японии
- История
- История
- Японский язык
- Алфавит катаканы
- Полная таблица катаканы (с транслитерацией по системе Поливанова)
- Счет по японски
- Название
- Распространение в мире
- Классификация
- История
- Диалекты
- Фонетика Гласные
- Согласные
- Японская письменность
- Направление письма
- Онные и кунные чтения иероглифов
- Грамматика
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Местоимения
- Лексика
- Стили речи
- Изучение
- Наиболее распространённые именные суффиксы
- -Сэмпай и -кохай
- -Сэнсэй
- Общая характеристика
- Гласные
- Согласные
- Корни, базирующиеся на гласные и на согласные
- Неправильные глаголы
- Прилагательные
- Система письма
- Правила системы Поливанова
- Удвоение согласных
- Ударение при произношении
- Исключения и отклонения
- Предлагаемые альтернативные системы
- Дискуссия
- Написания под влиянием системы Хэпбёрна
- Японский календарь
- Летоисчисление
- Месяцы Современные
- Традиционные
- Национальные праздники
- Общие особенности японского языка
- Список глаголов исключения японского языка
- Японские глаголы 1-го спряжения - 第一変化
- Японские глаголы 2-го спряжения ( いる / える )– 第二変化
- Основы глаголов третьего спряжения