logo search
Обз

Продукты и услуги библиотек

Результатом библиотечно-библиографической деятельности является совокупность библиотечных продуктов и услуг. Поскольку библиотека является информационным учреждением, большинству ее продуктов и услуг присущ информационный характер. Библиотечный продукт – результат создания или семантической переработки информации, зафиксированный в документированной форме, допускающий ее многократное использование в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотеки. Библиотечная услуга – предоставление пользователю библиотеки информационных продуктов в соответствии с поступившем запросом или выявленной информационной потребностью.

Продуктом считается результат библиотечно-библиографической деятельности имеющий предметную форму (компакт-диск, библиографическая база данных, каталоги и картотеки, библиографическое пособие, письменная справка). Услуга (устная справка, обзор, проведение массового мероприятия и т.д.) не имеет предметной формы, её невозможно хранить без дополнительной фиксации (в процессе которой происходит преобразование библиотечной услуги в продукт). Следует отметить зависимость качества библиотечных продуктов и услуг от характеристик и качественного состава исходного информационного массива и квалификации исполнителей.

В научной литературе не существует единой, общепринятой классификации библиотечных продуктов и услуг. По признаку характера предоставляемой информации различают документные, библиографические, фактографические, аналитические и консультационные продукты и услуги. По признаку широты распространения (адресности информации) различают продукты и услуги индивидуального, группового и массового назначения.

Современный ассортимент библиотечной продукции и сервисных услуг включает многообразные информационные продукты и услуги. Наиболее разнообразен спектр традиционных библиографических и фактографических продуктов и услуг. Библиографические связаны с созданием и доведением до потребителей библиографической (вторичной) информации о документах, фактографические – со сбором и распространением фактографической информации. Указанные продукты и услуги находятся в постоянном динамичном развитии: меняется их содержание, форма, технологии создания и обслуживания.

Научным библиотекам присущи научно-аналитические продукты. Научно-технические библиотеки и крупнейшие отраслевые информационные центры для своих пользователей подготавливают аналитические обзоры и реферативные переводы, причем в процессе подготовки данных продуктов участвуют специалисты по профилю деятельности организации. Библиотеки-методические центры готовят аналитические справки, проблемные доклады, отчеты об исследованиях и т.д., в которых обобщают опыт работы библиотечных учреждений.

К традиционным библиотечным услугам можно отнести образовательные (их основная цель – содействие образованию и самообразованию личности) и досуговые (направленные на организацию досуга пользователей библиотеки) услуги. В процессе библиографического обслуживания важное место занимают библиографические консультации, связанные с методикой поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Библиотеки учебных заведений (школьные, ссузов и вузов) проводят занятия по формированию информационной культуры личности. В публичных библиотеках работают кружки, клубы по интересам, где активно используются образовательные формы проведения занятий и заседаний. В этих же библиотеках проводятся массовые мероприятия, действуют проекты и программы чтения. Сельские библиотеки зачастую становятся единственным культурным учреждением села, поэтому активно реализуют досуговую и образовательную функции.

Нетипичными для библиотеки являются все остальные группы продуктов и услуг. Копировально-множительные услуги сопровождают производственный библиотечный процесс. Они оказались востребованными пользователями и стали для многих библиотек регулярным источником пополнения собственных финансовых средств. Издательско-полиграфические и рекламные услуги появились в библиотеках по мере освоения компьютерных технологий. Настольные издательские системы и специализированные рекламные программы упрощают подготовку издательской и рекламной продукции. Однако поскольку во всех регионах данный вид услуг для организаций и частных лиц оказывается специализированными маркетинговыми организациями, издательствами и типографиями, библиотеки используют эти технологические возможности для своих внутренних целей. Программные продукты также не являются стандартными для библиотечной практики. Приступая к автоматизации библиотечно-библиографических процессов, библиотеки столкнулись с необходимостью создания прикладных компьютерных программ, поскольку специализированные организации не предоставляли готовых технических решений. Крупные вузовские и научно-технические библиотеки совместно с программистами создают ряд прикладных программ для формирования электронных ресурсов (ИРБИС, Библиотека, Руслан и др.) и их редактирования, а также автоматизированные системы управления и т.д. Этому виду продукции свойственна унификация и интеграция, поскольку единство программного обеспечения является основой для формирования и обмена данными между библиотеками.