Искусство
Субъективное восприятие действительности
Тесно связано с переживаниями и эмоциями
Преимущественно чувственное восприятие
Творческий характер
Средство общения
Образность
Схема 13.2. Основные черты искусства
II. Искусство – это форма духовной деятельности человека, которая ставит своей главной целью эстетическое наслаждение; это специфическое средство самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.
Существует множество определений искусства, и среди них – следующие подходы к пониманию этого сложного общественногофеномена
Искусство–это специфический вид духовного отражения и освоения действительности Форма чувственного познания сознания
Один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности В искусстве наиболее очевидны творческие способности человека (проблема художника-творца)
Процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства)
Схема 13.3. Полисемия понятия «искусство»
В современной эстетики наблюдается актуализация вопроса о природе и назначении искусства. Дискутируются специфические черты искусства: подражание, чистая форма, выразительность, эстетическое переживание, а также роль социума («художественного мира») в определении художественного статуса произведения. Механизм присуждения вещам или жестам статуса «произведения искусства». Проблема определения произведения искусства – это, прежде всего проблема определения самого искусства.
III.Искусство – это выражение мира человеческих чувств и средство расширения и обогащения индивидуального эмоционального опыта (эстетическая функция искусства позволяет человеку формировать способность к эстетическому восприятию мира, чувствовать прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое, уродливое и низменное). Искусство – важнейшее средство выражения культурных ценностей и культурного стиля эпохи, а также поиска новых ценностей и способов самовыражения (моделирующая функция). Искусство может доставлять человеку удовольствие (гeдoнистическая функция).
ФУНКЦИИ
ИСКУССТВА
Схема 13.4. Социальные функции искусства
Основной тезис.Произведение искусства – это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в словах, звуках, красках, либо иной форме. В художественном образе выражается также мировосприятие эпохи. Предметом эстетики является не тот или иной вид искусства, а искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, как специфическая художественная сфера человеческой деятельности. В реальном процессе культурно-исторического развития искусство активно взаимодействует с религией, философией, моралью, иными формами культуры. Но, в отличие от других способов духовного постижения мира, которые нацелены на универсальное, всеобщее, должное, абстрагируются от богатства уникального существования личности, – искусство постигает его всесторонне, объемно, представляя реальность в ее полноте, сохраняя и оберегая целостность человеческого восприятия, неповторимость индивидуального существования, укрепляя смысловую значимость человеческой жизни.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения