П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
Комментарий. Панаотис Михелис (1898 – 1976) – профессор Афинского университета, крупный эстетик и искусствовед, исследователь византийского искусства. Особенно ценно, что П. Михелис изучал византийское искусство в контексте общекультурного исторического процесса и эстетического сознания. Особенно удачно он применял эстетические категории к объяснению конкретных художественных явлений в культуре Востока и Европы, Византии и античной Греции.
Эстетический подход к истории искусства указывает на прямую связь между философией истории искусства и эстетикой. И если мы хотим добраться до основных принципов эстетического подхода, надо рассмотреть четыре вопроса:
Что периодически выражает искусство?
Как оно выражает?
Кто выражает искусство?
Почему искусство выражает так, а не иначе?
Две важнейшие, внутренне противоречивые и поэтому чередующиеся категории – прекрасное и возвышенное – определяют основную линию эволюции европейского искусства. Каждая из этих эстетических категорий характеризует эстетическое сознание, систему теорий о мире определенной эпохи и сменяет одна другую подобно тому, как теократия и демократия поочередно господствуют в цивилизованном мире. <…> При теократии чувство возвышенного, а при антропократии чувство прекрасного господствуют по очереди.
Каждая из двух эстетических категорий – прекрасное и возвышенное – в порядке их выражения выделяют тот или иной элемент в трех парах принципов, которые считаются обязательными для любого произведения искусства. Эти принципы появляются как понятия «нормативной» эстетики и суть следующие: форма – содержание; множество – единство; статическая гармония – ритмический динамизм.
Созерцание прекрасного и переживание возвышенного предполагают различное отношение художника к миру и к своему произведению. Поэтому возникают три субъективных условия, связанных непосредственно с художником: объективный подход – субъективное переживание; пластическое (скульптурное) – изобразительное (живописное) чувство; тектоническая композиция – выразительность.
Первые члены в каждой паре понятий относятся к категории прекрасного, вторые – к тому, что есть возвышенное. Когда понятие прекрасного доминирует в произведении, внимание обращается, главным образом, на форму, господствует статическая гармония. Но когда преобладает возвышенное, внимание обращается исключительно на содержание, господствует уже ритмический динамизм. Изучение византийского искусства в сравнении с классическим должно убедить нас в истинности этого предположения. Периодическое чередование возвышенного и прекрасного в истории искусства внешне выражается по-разному – для этого должна быть, во-первых, разница в специальных средствах; во-вторых, – в окружающей среде; в-третьих, – в психологии, в определенном складе характера художника. Следует иметь в виду, что художники отличаются не только индивидуально, но и национально. В целом люди Юга в их размышлениях о смысле существующей жизни, в восприятии мира, видимо, склоняются к прекрасному, а люди Севера – к возвышенному, даже когда имеют дело с противоположной категорией. Это отчасти объясняет взаимное пересечение категорий, что мы имеем, например, в случае влияния прекрасного на возвышенное в византийском искусстве благодаря греческим мастерам. Все это также может объяснить и то, почему было возможным для двух различных периодов развития искусства при условии господства одной и той же категории использовать два вида изображения, как, например, в восточном и западном христианском искусстве использовались соответственно рельеф и круглая скульптура.
Печатается по: П. Михелис. Эстетические категории как выразители духа времени // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов. – М., 2002
Вопросы для самоконтроля
Охарактеризуйте специфические свойства, присущие эстетическим категориям.
Каковы основные признаки и свойства категории «прекрасное» по онтологическим и гносеологическим основаниям?
Тождественно ли прекрасное эстетическому?
В чем заключается связь прекрасного и возвышенного?
Какие аспекты категории «возвышенное» анализирует в своей эстетике И. Кант?
Дайте определение трагедии.
Каковы основания и источник трагического?
В чем состоит феномен комического, и какие его эстетические модификации можно выделить?
Литература
Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.
Бычков В.В. Эстетика. – М., 2002.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. – М., 1974.
Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. – М., 1990.
Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. – М., 1985.
Средний Д.Д. Основные эстетические категории. – М., 1981.
Шестаков В.П. Эстетические категории. – М., 1983.
Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. – М., 1995.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения