Классицизм в литературе
Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. Особенности литературного классицизма: развитие сатиры; преобладание национально-исторической тематики над античной; высокий уровень развития жанра оды с ее патриотическим пафосом; развитие жанра поэмы (военно-патриотической и философско-дидактической)
Основатели русского литературного классицизма – А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов
Схема 11.5. Классицизм в русской литературе
Основатель эстетической школы русского сентиментализма – Н. М. Карамзин. В противоположность классицизму, культ разума заменен в его эстетике культом чувства: «Эстетика учит наслаждаться». В представлении Карамзина, эстетика оказывается сугубо прикладной наукой, или наукой эстетического воспитания. Главная цель искусства – украшение жизни.
Русские читатели (впрочем, как и западноевропейские) впервые узнали о существовании эстетики только в XVIII веке. Считалось, что эстетика представляет собой всеобщую теорию познания красоты, основанную на вкусе. Сталкиваются два представления об эстетике. С одной стороны, в ней видели общую теорию познания «красоты и стройности», с другой — всеобщую теорию искусств. Диапазон представлений об эстетике был достаточно разнообразен — наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, учение об изящном, наука о красоте или прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств. Основанием ее полагали и вкус, и психологию («науку о душе»). Представляли ее и как «науку о страстях», и как логику, и как философию. В одном лишь наблюдалось относительное единодушие – в том, что данная наука составляет основу эстетического воспитания.
Понятия «красота» и «изящное» дифференцировались. Понятие «красота», «красивое» применялось теоретиками тех лет преимущественно при оценке явлений окружающей человека природы, а понятие «изящное» — при оценке произведений литературы и искусства. Изящное выступало как красота более высокого порядка, чем просто красота природы. Понятие «изящное» стало универсальным. Говорили не только об изящных науках и искусствах, но и об «изящном вкусе», умственном и физическом изяществе, «изящной природе». Изящное полагается преимущественным предметом эстетики.
Вместе с гонениями на философию, начатыми правительством Николая I, «досталось» и эстетике. На какое-то время даже само слово «эстетика» перестало встречаться в теоретических и искусствоведческих работах.
II. В русской эстетике XIX века первую попытку построения русского курса музыкальной эстетики осуществил Ф. Одоевский, представитель русского романтизма. К середине XIX века кризис романтизма способствовал укреплению новой эстетики, нацеленной на «жизнеподобие» и «подражание действительности» в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. Проблемы сущности прекрасного, отношения искусства к действительности, эстетического идеала описываются также в эстетике революционных демократов (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). У них осуществляется трактовка прекрасного однозначно материалистическая.
Рубеж XIX – XX вв. – это так называемый Серебряный век русской культуры. Он включал в себя символизм, развивавшийся по двум линиям – как художественное направление и как мировоззрение, своеобразная философия жизни.
Главным теоретическим открытием символизма было утверждение символического характера любого подлинного искусства. Символисты «осознали до конца, что искусство насквозь символично и что эстетика единственно опирается на символизм». Смысл символизма заключается в том, что он не столько предлагает какие-то новые теории, сколько перемещает акценты в уже наработанных теориях в направлении более пристального, глубокого всматривания в сущность феноменов.
Символ понимался как посредник между материальным и духовным миром. Особое внимание уделялось словесным символам. Отсюда – небывалый расцвет поэзии.
Существовали две школы русского символизма, вступившие в начале XX века в яростную полемику. Неоплатоники – москвичи – ратовали за индивидуальную свободу художника, прозревающего божественные символы-идеи, как учил А. Шопенгауэр (А. Белый подчеркивал, что именно символизм открыл новую связь искусства с религией, он даже выше искусства), а обитатели петербургской Башни, вдохновленные ранним Ф. Ницше, черпали творческую энергию из «дионисийских» мистерий Вяч. Иванова. Главная форма искусства будущего по Вяч. Иванову – теургия, в которой используются богатые символами древние мифы и приемы мистерий. Мистерия может возродиться на основе театра, некоего сакрального действа, объединяющего актеров и зрителей в качестве полноправных участников.
О литургическом богослужебном синтезе искусств, обратной перспективе русской иконописи написано в трудах о. Павла Флоренского. Связь религии и искусства, идея синтеза искусств, всеединства были также проанализированы в эстетических концепциях К. Леонтьева, Вл. Соловьева, Дм. Мережковского.
III. В советский период развития эстетической мысли ведущим критерием оценки художественного творчества стала его идеологическая значимость. Разрабатываются основные принципы метода «социалистического реализма».
Исключениями из общепринятых эстетических работ явились исследования М. Бахтина и Ю. Лотмана.
Схема 11.6. Ведущие концепции советской эстетики
Поле интересов эстетики в 60 – 80-е гг.: анализ основных эстетических категорий, исследования по истории эстетики. В 90-е гг. российских ученых прежде всего интересовал поиск новых подходов к определению предмета эстетики.
Основной тезис. История русской эстетической мысли насчитывает много веков, однако представление об эстетике как особой науке начинает формироваться лишь со второй половины XVIII века, после выхода в Германии в свет «Эстетики» А. Баумгартена. Но даже после этого эстетическая проблематика особенно наглядно раскрывается не в специальнах трактатах и учениях, а непосредственно в искусстве, религиозном и светском. Заметное место в духовных поисках эстетика начинает занимать на рубеже XIX – ХХ вв. Крупнейшие религиозные философы и богословы Серебряного века разрабатывают такие фундаментальные для эстетики понятия как символизм, софийность искусства, каноничность, теургия. С установлением в советской гуманитарной науке марксистско-ленинской методологии эстетика приобретает социологизированный характер, она утверждает общественную сущность красоты, социально-трудовую теорию эстетического чувства, единственным методом в искусстве признает реализм, а высшей формой искусства – социалистический реализм. С середины XX века под вывеской марксистско-ленинской эстетики многие ученые начинают разрабатывать концепции, выходящие за рамки ортодоксального марксизма-ленинизма. Наиболее значимыми исследованиями в этот период являются работы А. Лосева, Ю. Лотмана, М. Бахтина. С их именами связывают расцет русской эстетики. Постсоветская эстетика находится еще в ситуации неопределенности, чему есть ряд причин: отмена марксистско-ленинской методологии, открытие массива ранее неизвестных трудов зарубежных авторов, необходимость осмысления новой позиции человека в мире и проблем современного искусства.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения