Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

курсовая работа

Введение

Актуальность темы. Проблема природы, ее изображения в искусстве рассматривалась и анализировалась многими. К теме природы обращались и обращаются многие художники, поэтому данная проблема рассматривалась с различных сторон. Несмотря на эти обстоятельства, есть еще такие стороны пейзажа, которые не изучались вообще, или мало изучены. Мы обратимся к творчеству первых алтайских художников - Григория Ивановича Гуркина и Андрея Осиповича Никулина. Их творчество изучено такими искусствоведами, как В.И. Эдоков, Л.И. Снитко и многими другими. Анализ и подробное рассмотрение произведения Гуркина, «Озеро в Лаже», не введено в научный оборот. Данная картина не изучалась искусствоведами и дает широкие возможности для размышления над ней. В дальнейшем мы обратимся к подробным анализам картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай». Наша тема интересна для рассмотрения по нескольким пунктам, во-первых, потому что творчество Г.И. Гуркина и А.О. Никулина близко современному зрителю, они изображает наши горные просторы, близкие нам лесные дали. Во-вторых, потому что к горным пейзажам именно они обращаются впервые и оставляют большое поле деятельности и возможности для исследования.

Обзор литературы. Литературу, которую мы использовали для написания работы можно условно разделить на 3 направления: 1 историческая литература посвящается истории жанра пейзажа; 2 литература, посвященная биографии и творчеству художника Г.И. Гуркина; 3 литература, посвященная биографии и творчеству художника А.О. Никулина.

Подробно пейзаж рассматривается в Популярной художественной энциклопедии. Здесь дается очень подробное описание развития пейзажа с древнейших времен до современности в различных государствах и странах всего мира. Здесь говорится и о разделении жанра пейзажа.

Историческая литература включает в себя монографии и альбомы, анализирующие направления и тенденции в искусстве вообще и в пейзажной живописи рубежа 19 - 20 веков.

Работа Алпатова М.В., в его книге «Немеркнущее наследие» есть глава, называется «Из истории русского пейзажа». Здесь он обращается только к фрагменту истории пейзажа, который приходится на конец 19 века. Он подробнее рассматривает пейзажи художников реалистического направления.

Работа Александра Бенуа «История русской живописи в 19 веке». Автор этих трудов сам является художником, рассматриваемого им времени. Он подробно обращается ко всем направлениям русской живописи, последовательно их рассматривает, рассказывая о самых ярких представителях и их работах.

Статья Кашук Л. «Романтические традиции в русском пейзаже 19 - 20 веков». В своей статье она рассматривает романтический пейзаж, его наиболее ярких представителей. Она также в данной работе указывает истоки возникновения романтического пейзажа.

И, наконец, очень объемная и исчерпывающая статья Сарабьянова Д.В. «Три первых десятилетия». Где опубликованы тенденции развития живописи в период с 1900 по 1930 годы.

Литературу о жизни и творчестве Г.И. Гуркина можно объединить в одно направление, так как они неразрывно связаны между собой.

Одним из первых исследователей творчества Гуркина был Образцов Г.А., его брошюра «Г.И. Гуркин». Она дает некоторое представление о жизни и алтайского художника Г.И. Гуркина. Образцов выделяет этапы творчества художника.

Небольшая, но содержательная публикация Галкиной И.К. «Григорий Иванович Гуркин». Здесь речь идет о творчестве художника, а также автор знакомит нас с братом Г. И. Гуркина, который является профессиональным фотографом.

Работа Степанской Т.М. «Гуркин Г.И. - живописец, график, общественный деятель» не объемна, но содержит самое основное. В ней описывается жизнь художника.

Стрельцов С.В своей работе «Г.И. Гуркин» описывает жизнь и творчество художника.

В статье Снитко Л.И. «Певец Горного Алтая» основной акцент делается на жизнь художника и формирование его личности, в русле живописи. А в ее же книге «Первые художники Алтая» особое место отводится Г.И. Гуркину, но уже не в плане биографии. Здесь первую очередь описывается его деятельность как художника, но она перекликается с его жизнью.

Небольшая брошюра, изданная музеем «Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ» здесь даются основные этапы жизни и описание творчества художника. Выделятся особенности письма Гуркина, предметы изображения, характерные для него.

В работах В.И. Эдокова «Г.И. Гуркин» и «Мастер из Аноса» подробно рассмотрена жизнь и творчество художника. Здесь написано о значении творчества Гуркина в истории искусства Алтая и России вообще.

К литературе, посвященной творчеству и биографии А.О. Никулина, относятся:

В книге «Гордость Барнаула» в статье «А.О. Никулин» представлено творчество художника, самые основные этапы и события.

В каталоге «Государственный Художественный Музей Алтайского Края» представлены основные биографические данные Никулина.

В работе Л.И. Снитко «Первые художники Алтая» описывается творчество и биография художника в отдельной главе, посвященной А.О. Никулину. В ее же монографии «А.О. Никулин» представлены жизнь и творчество художника.

В книге Степанской Т.М. «Служили отечеству на Алтае» есть статья «Первая художественная выставка в Барнауле», посвященная первой выставке Никулина. В другой статье Степанской «А.О. Никулин» описываются основные этапы жизни и творчества художника.

В статье Топорова А.М. «Для других» описываются воспоминания о детстве Никулина.

Здесь были представлены лишь немногие работы, посвященные Г.И. Гуркину и А. О. Никулину. Им посвящено очень много книг, брошюр, статей и различных работ.

Цель работы сделать сравнительный анализ картин Г. И. Гуркина «Озеро В Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай».

Задачи курсовой работы позволяют понять цель курсовой работы и изучить ее.

1задача. Ознакомиться с русской пейзажной живописью к. 19 - н. 20 веков.

2 задача. Описание творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина.

3 задача. Анализ картины Гуркина «Озеро в Лаже».

4 задача. Анализ картины Никулина «Голубой Алтай».

5 задача. Сравнение картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай».

Объектом исследования является подробное рассмотрение творчеств Г. И. Гуркина и АО.

Предметом исследования являются пейзажи Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай».

Методы исследования. На первом месте стоит метод сравнения, так как на нем сосредоточивается цель нашей курсовой работы. Но прежде, чем приступать к сравнительному анализу мы использовали метод описания для стилистического анализа каждой картины. Дополнительно использовались такие методы, как исторический для изучения пейзажной живописи этого периода и биографический для изучения жизни и творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина.

Источниками для нашей работы являются: прямой источник это сами картины «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай». Косвенный источник это: для картины «Озеро в Лаже» данные из фонда музея Алтайского края (картина написана на холсте маслом, размер 36х47см., поступила она от Каралькина Петра Ивановича из Ленинграда в 1979 году); для картины «Голубой Алтай» сведения из каталога (картина написана на холсте маслом, размер 87х109 см., поступила из Алтайского краеведческого музея в 1967 году);

воспоминания о Г.И. Гуркине сына В.И. Гуркина, воспоминания А.М. Топорова о детстве А.О. Никулине; репродукций картины «Озеро в Лаже» в настоящий момент не существует, репродукция картины «Голубой Алтай».

Делись добром ;)