logo
Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»

Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом рядом - пейзаж «Озеро в Лаже» (1907 г.) с ясной умиротворенностью (один из вариантов «Озеро в Лаже» находится в Алтайском Государственном Художественном Музее (Барнаул))»[16, c.66].

Данные взяты из фонда Государственного Художественного Музея Алтайского Края (ГХМАК), так как эта картина мало изучена. Ее данные не печатались ни в одном каталоге. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 806; ее размеры 36х47см. Картина «Озеро в Лаже» 1909 года поступила из Ленинграда от Каралькина Петра Ивановича (из его частной коллекции) в 1979 году.

Данная картина относится к жанру пейзажа реалистического направления, к пейзажу чистой природы, так как здесь не присутствует никаких признаков цивилизации.

Мнения о композиционном центре картины «Озеро в Лаже» расходятся. Некоторые говорят, что им является снег вдоль береговой линии; другие, что композиционным центром является группа небольших елей на дальнем плане, расположенная ближе к правой стороне; третьи, что им является момент перехода озера в берег, их соприкосновение, чтобы подчеркнуть голубизну озера и зелень травы. Но мне кажется, что на самом деле композиционным центром является линия границы света и тени, которая разделяет картину на две части. Гуркин выделил это композиционным центром, так как он любил изображать на картинах времена суток, года, погоды - вообще все явления природы. В данной картине он объединяет два настроения погоды: солнечный день и в то же время пасмурный, чтобы подчеркнуть этим многоликость природы. Также линия вызывает ассоциации разделения всего в мире на две противоположные вещи, например день и ночь, черное и белое, добро и зло, этот ряд можно продолжать до бесконечности, так Гуркин разделил свою картину линией, на солнечную и пасмурную.

Сюжетно - композиционным центром является само озеро, которому посвящена рассматриваемая нами картина. Композиция является ассиметричной, все элементы расположены последовательно, с постепенным нарастанием. В картине присутствует движение, чему свидетельствуют чуть - чуть наклоненные вправо кедры, направление льдин вдоль линии берега. Пространство картины замкнутое, так как линия горизонта отсутствует; она закрывается горами и очень темными, непроглядными облаками, но, несмотря на пасмурность погоды, само озеро и небольшой островок земли с цветами на первом плане придают картине яркость и жизнерадостность, что при взгляде на них настроение невольно проясняется. В построении композиции соблюдены ее правила, законы и приемы, так, например закон типизации. Г.И. Гуркин передал через частный мотив типичные черты Алтайской природы. В картине присутствует движение, так как организация зрительного впечатления строится на мысленном проникновении в иллюзорную глубину пейзажа. Новизна заключается в том, что Гуркин обращается к теме горного пейзажа. Здесь также есть присутствие таких средств выразительности, как контраст цвета и контраст форм. Цветовой контраст делит картинную плоскость сверху вниз на две части, о чем более подробно упоминалось выше. Контраст форм можно увидеть в изображении елей в левой части и группы деревьев в правой части. Слева - кедры мощные, крепкие, не один век простояли; в правой части их всего три, они растут обособленно, очень молодые и неокрепшие - здесь художник использует принцип преобладания одного над другим.

Колорит в картине «Озеро в Лаже» холодный, здесь очевидно преобладание зеленого цвета, который варьирует от светло - зеленого до темно - зеленого, приближающегося к черному. Композиция картины в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как зеленый, голубой, белый, серый, черный, дымчатый и другие цвета холодной гаммы. «…Особенно хорошее впечатление у зрителей оставила небольшая картина «Озеро в Лаже», яркие краски которой и переливающиеся тона так захватывали посетителей, что они подолгу застаивались перед этой картиной с улыбкой на устах»[23, c. 34]. Комбинация цветов негармоничная и неуравновешенная, так как в левой части картины цвета более темные, а в правой - более светлые цвета. Освещение идет из глубины картины, что можно заметить по тени от кедров в левой части. Освещается правая часть картины, где краски более светлые, насыщенные и яркие. Время суток определить сложно, так как из - за туч трудно определить положение солнца, но это определенно не ночь. Интенсивными цветами являются цвета в левой части картины, так как этот участок лучше освещен, а, следовательно, более яркий. Здесь присутствует контраст по насыщенности, потому что в картине есть много оттенков зеленого цвета, которые контрастируют между собой. Холодный колорит в картине смягчается за счет красного и желтого цветов. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета; вид колорита абсолютный, потому что здесь цвета соответствуют изображаемым предметам. Картина носит живописный характер.

Картина написана на мелко - зернистом холсте маслом. Загрунтованность определить невозможно, да и Гуркин всегда наносил очень мало слоев. «Гуркин писал обычно очень легко, не загружая холста лишними наслоениями, употребляя чистые, прозрачные, жидко разбавленные краски, сквозь которые просвечивает фактура письма»[23, c. 38]. Такая характеристика техники письма подходит и нашей картине, поэтому слои на этой картине определить точно нельзя. Но очевидно, что Г. И. Гуркин использовал лессировки, это не исключение и для нашей картины. Благодаря лессировке поверхность озера кажется гладкой и прозрачной как зеркало. Гуркин использовал лессировки в ранний период творчества и в более поздний, а отошел от них лишь после того, как обратился к темам гражданской войны, централизации и урбанизации городов.

Мазок здесь сплавленный или, как его еще называют, скрытый. Картина кажется идеально гладкой, как - будто ее не написали, а это большая фотография и все благодаря сплавленному мазку. Такой характер мазка преобладал в работах Гуркина.

В этой картине силуэты четко прорисованы. Пейзаж «Озеро в Лаже» делится на три плана. На первом плане, в левой стороне, нарисован небольшой островок земли с цветущими яркими (в теплых тонах) цветами и далее с крупными и мелкими камнями. Этот островок покрыт яркой и сочной травой. Данный участок берега озера как - бы предусматривает стоящего на нем человека, смотрящего на окружающий пейзаж. На втором плане в центре располагается само озеро. Оно изображено как - бы сразу в нескольких условиях погоды, с одной стороны темное и непривлекательное в пасмурную погоду, с другой - голубое, переливающееся на солнце. В правой части озера уже лето в полных правах, а в левой - по краю берега еще остался несошедший лед со снегом, который резко выделяется на фоне темного озера.

На третьем плане изображены величественные и могущественные кедры, на скалистом берегу, и уходящие вдаль величественные и непревзойденные по красоте горы, далее горы изображены размыто как в тумане. Небо пасмурное все затянуло хмурыми и серыми облаками (предвестник приближающейся грозы), но природа вокруг еще спокойна и нет признаков надвигающегося. Однако макушка самого кедра срезана верхней рамой, что подчеркивает величественность и мощь алтайской природы.

Только для Гуркина характерно присутствие во всех произведениях образа кедра, как и горы явились впервые на полотнах этого художника. «Неразделим с горами у Г. И. Гуркина образ кедра. Вечнозеленый, стройный возвышается он среди гор. Этот образ в известной степени автобиографичен…»[12, c. 3]. Еще один факт: через все творчество художника проходит тема горного озера.

Г.И. Гуркин не был приверженцем ни одной из группировок к. 19 - н. 20 веков. Художник был учеником И. И. Шишкина, сторонника реалистического пейзажа, что отразилось на творчестве и что также нашло отражение в нашей картине. Г. И. Гуркин был вольнослушателем в Академии Художеств, но не получил диплома об окончании, но академические приемы и навыки отразились на дальнейшем творчестве художника.

Картина «Озеро в Лаже» не занимает особо значительного места в творчестве художника. Но она явилась предпосылкой к созданию великолепнейшей и признанной одной из лучших картин «Озеро горных духов». Значит она все - таки занимает важное, хоть и не главное, место в творчестве Г.И. Гуркина. О неизвестности также говорит и то, что подробный анализ данной картины не публиковался.

Yandex.RTB R-A-252273-3