Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

курсовая работа

Заключение

Теперь после стилистического анализа интересующих нас картин мы можем обратиться непосредственно к цели нашей курсовой работы, к сравнительному анализу картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай».

И Гуркин, и Никулин обращаются к теме изображения гор, а точнее Горного Алтая, но каждый из них представлял себе образ Горного Алтая по разному. Оба художника обращались к пейзажу реалистического направления.

Гуркин в своей картине «Озеро в Лаже» изображает озеро в горах, окруженное кедрами, любимыми деревьями художника. Никулин избражает на своей картине «Голубой Алтай» горы с горной долиной и с небольшим хрустально чистым горным ручейком. В картине Гуркина композиционным центром является граница света и тени на озере, а в картине Никулина композиционным центром является горный ручей, бегущий по долине в центре картины. Сюжетно - композиционным центром картины «Озеро в Лаже» является само озеро на втором плане, а в картине «Голубой Алтай» - собирательный образ Горного Алтая. И Гуркин, и Никулин в построении композиции пользовались законами композиции.

Колорит в картинах различается, но не кардинально. В картине Гуркина преобладает холодный колорит, но он использует и цвета теплого колорита. В картине Никулина колорит смешанный, здесь используются цвета разных гамм в равной степени. В картине «Озеро в Лаже» преобладает зеленый цвет с различными его оттенками и в картине «Голубой Алтай» также преобладает зеленый цвет с различной цветовой насыщенностью. В обеих картинах используется контраст по насыщенности, контраст зеленого цвета в картине «Озеро в Лаже», контраст всех используемых цветов в Катине «Голубой Алтай». Обе картины носят живописный характер.

И картина «Озеро в Лаже», и «Голубой Алтай» написаны на мелко - зернистом холсте маслом. У Гуркина нанесено очень мало слоев, возможно грунта даже нет. У Никулина количество грунтов определить точно нельзя, но несомненно грунт на картине есть. В картине «Озеро в Лаже» используются лессировки, а в картине «Голубой Алтай» они не используются.

Гуркин писал сплавленным мазком, который идеально сглаживает поверхность и она кажется идеально ровной, как на фотографии. Никулин же писал дробным мазком, каким писали импрессионисты, благодаря такому мазку поверхность картины кажется вибрирующей и объемной.

Рисунок в обеих картинах можно разделить на три плана. И в картине «Озеро в Лаже», и в картине «Голубой Алтай» на первом плане художниками предусмотрен участок для зрителя, куда можно мысленно переместиться и любоваться пейзажем. На втором плане в картинах присутствуют изображения воды. В картине Гуркина это горное озеро, а в картине Никулина это горный ручей. На третьем плане в картине «Озеро в Лаже» изображены горы и пасмурное небо, затянутое тучами; в картине «Голубой Алтай» изображены горы и ясное небо с бегущими облаками.

Обе картины в разной степени занимают значительное место в творчествах художников. Картина «Озеро в Лаже» явилась предпосылкой к написанию известной картины Гуркина «Озеро горных духов». Картина «Голубой Алтай» является шедевром творчества Никулина.

Список источников и литературы

Источники:

1. Картина Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже».

2. Картина А.О. Никулина «Голубой Алтай».

3. Данные из фонда Государственного Художественного Музея Алтайского Края (сведения каталожной карточки).

4. Дневник и воспоминания Василия Гуркина «Г.И. Гуркин», 1995., Б., 28 с.

Литература:

5. Алпатов М.В. «Из истории русского пейзажа» // Немеркнущее наследие, 1990., с. 257 - 261.

6. Бенуа А. «История русской живописи в к. 19 века» // Смена, 1994., №10, с. 14 - 49.

7. Галкина И.К. «Григорий Иванович Гуркин», 1990., Барнаул, 10 с.

8. Кашук Л. «Романтические традиции в русском пейзаже 19 - 20 веков» // Искусство, №5, 1984., с. 50 - 58.

9. «Никулин А.О.»// Гордость Барнаула, 1980, с. 142 - 145.

10. Образцов Г.А. «Гуркин Г.И.», 1958., Горно - Алтайск, 47 с.

11. Популярная художественная энциклопедия, книга 2, 1986., с. 106 - 110.

12. Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ, Барнаул, 1984.

13. Сарабьянов Дмитрий «Три первых десятилетия» // Огонек, №9, 1988., с. 8, 25.

14. Снитко Л.И. «А.О. Никулин», 1969, Барнаул, 60с.

15. Снитко Л.И. «Певец Горного Алтая» // журнал «Алтай», №4, 1964., с. 92 - 98.

16. Снитко Л.И. «Первые художники Алтая», 1983., Ленинград, с. 48- 91, с. 91 - 117.

17. Степанская Т.М. «Никулин А.О.»// Энциклопедия «Барнаул», 2000, Барнаул, с. 204.

18. Степанская Т.М. «Первая художественная выставка в Барнауле»// «Служили отечеству на Алтае», 1998, Барнаул, с. 97 - 101.

19. Степанская Т.М. «Гуркин Г.И. - живописец, график, общественный деятель» // Энциклопедия Алтайского Края, Том 2, 1996., Барнаул, с. 116 - 117.

20. Стрельцов С.«Г.И. Гуркин», 1966, Ленинград, 69 с.

21. Топоров А.М. «Для других»// «Воспоминания», 1970, Барнаул, с. 49 - 51.

22. Эдоков В.И. «Гуркин Г.И.», 1967., Барнаул, 120 с.

23. Эдоков В.И. «Мастер из Аноса», 1984, Барнаул, 71с.

Список иллюстраций

1 Портрет Г.И. Гуркина в мастерской // опубл. в кн. Стрельцова С. «Г.И. Гуркин», 1966, Барнаул, с. 1.

2 Портрет А.О. Никулина // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 78.

3 Портрет Г.И. Гуркина и А.О. Никулина // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 79.

3 Портрет А.О. Никулина, Г.Н. Потанина, Г.И. Гуркина. С. - Петербург. 1899год. // опубл. в кн. Эдокова В.И. «Мастер из Аноса», 1984, Барнаул, с. 14.

4 Картина «Озеро в Лаже» // фото автора 2004 год.

5 Картина «Голубой Алтай» // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 60.

Приложение 1

Основные даты жизни Г.И. Гуркина

Январь 1870 года родился в селе Улала, ныне г. Горно - Алтайск. По преданию основателем села был телеут Гуркэ (Григорий) Тыдык.

1878 - 1883 Учится в школе Алтайской духовной миссии по классу иконнописания.

1883 - 1890 Работает в школах сел Улалы и Паспаул. Учится в иконописной мастерской. Рисует и пишет маслом с натуры.

1890 - 1894 Учится в иконописной мастерской Бийска. Пишет иконы.

1894 - 1896 Работает в Бийске у подрядчика Борзенкова по постройке иконостасов.

1896 Знакомится с А.В. Анохиным, учеником Петербургской певческой капеллы, и по его совету едет учиться в Академию художеств в Петербурге.

1897 - 1898 Учится у И.И. Шишкина, посещает его мастерскую.

1899 - 1904 Вольнослушатель Академии художеств по классу профессора А.А. Киселева. Работает в основном самостоятельно на Алтае, изредка в зимние месяцы приезжает в Петербург.

1903 Участвует на 31 - ой выставке Товарищества передвижников и 1 - ой передвижной выставке картин петербургских художников в Томске. В журнале «Нива» публикуются рисунки художника. Начинает строительство усадьбы в селе Анос на Алтае.

2 ноября 1904 Совет профессоров Академии художеств разрешает Гуркину представить картину на соискание звания художника. Революционные события 1905 года меняют намерения художника, в Академию художник больше не вернулся.

1902 - 1906 Совершает поездки по Горному Алтаю.

Декабрь 1907 - сентябрь 1908 в Томске экспонируется персональная выставка «Природа и жизнь Алтая».

Весна 1910 - 1911 в Томске, Иркутске, Барнауле и Красноярске проходят персональные выставки художника.

Июль 1917 Избирается председателем Алтайской горной думы.

Февраль 1918 Избирается председателем Каракорум - Алтайской окружной управы

Декабрь 1918 - апрель 1919 Арестован. Содержался в тюрьме г.Бийска по обвинению в сепаратизме и измене Родине. Освобожден под залог в связи с отсутствием «практических» действий.

Осень 1919 Уезжает в Монголию.

Осень 1920 с партизанским отрядом С. Кочетова перебирается в Туву.

1921 - 1925 После провозглашения Тана - Тувинской народной республики работает по заказам правительства: пишет портреты, пейзажи, рисует сцены народной жизни.

Осень 1925 Возвращается на Алтай. Устраивает в редакции газеты «Советская Сибирь» в Новосибирске персональную выставку.

1926 Совершает путешествие к горе Белуха. В Москве экспонируются две выставки художника.

1934 Находится под следствием по обвинению в националистической деятельности. Оправдан.

Июнь 1937 Вновь арестован. Обвинен по статье 58. п. 4 - 11 УК РСФСР.

11 октября 1937 Расстрелян.

Март 1956 Постановлением Алтайского краевого суда с Г.И. Гуркина сняты все обвинения, он был полностью реабилитирован.

Приложение 2. Основные даты жизни А.О. Никулина

18 августа 1878 Родился в селе Камышловском Давыдовской волости, Курганского уезда, Тобольской губернии.

1892 Семья художника переезжает на Алтай, в Барнаул. Учится в окружном реальном художественном училище, в котором велось преподавание рисунка.

1898 Едет в Петербург, где поступает в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица на театрально - декоративное отделе6ние.

1903 С отличием заканчивает полный курс училища. Командирует за границу в качестве пенсионера для дальнейшего совершенствования.

1904 - 1906 Совершает путешествие по Швейцарии, Италии, Франции. Поступает в частную академию Р. Жюльена в Париже.

1906 Возвращается в Барнаул.

Лето 1906 - 1907 По приглашению Боголюбовского рисовального училища уезжает в Саратов, становится преподавателем рисования и живописи.

1908 В Барнауле состоялась персональная выставка художника. Газета «Сибирская жизнь» от 8 июля 1908 года опубликовала статью о большом успехе выставки.

Конец 1908 - декабрь 1909 В Саратове в залах Радищевского музея состоялась персональная выставка художника.

1910 -е Оформляет саратовский журнал «Многоугольник» и другие саратовские издания, в которых публикуются сочинения самого художника. Создает свои лучшие пейзажи: «Голубой Алтай», «Кедровый лес», «Река Кумир. Бучило», «Арасанский водопад», «Алтай. Гроза на озере» и другие.

1913 Принимает участие в Международной выставке в Мюнхене.

1918 - 1923 Работает в Барнауле: состоит членом Алтайского художественного общества, преподает в художественных студиях, оформляет город к революционным праздникам, участвует в выставках.

1923 Работает в Новосибирске.

1924 - 1945 Переезжает в Москву. Работает на фабрике «Совкино» (в

дальнейшем «Мосфильм») художником - фоновиком.

1944 Художнику присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

13 сентября 1945 Скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Приложение 3. Воспоминания Топорова А.М. о А.О. Никулине в детстве

«Андрюша Никулин поздно окончил начальную школу, и Данилов задумал отдать его в художественное училище. Для этого он организовал подписной лист, сам первым внес порядочный по тому времени куш - 150 рублей, чтобы сыграть на самолюбии толстосумых меценатов. Набралась солидная сумма. Андрюша Никулин благополучно закончил среднее и высшее художественное образование.

В молодости Андрей Осипович был красавцем. Высокий, стройный, с пышными, до плеч спадавшими волосами. Но почему - то всю жизнь художник оставался холостяком. И хотя зарабатывал он немало, но жил плохо.

Делись добром ;)