logo
Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай»

a. Картина «Голубой Алтай» [Ил. 6] является шедевром среди других произведений Никулина.

Данные о нашей картине взяты из каталога ГХМАК за 2002 год. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 503; ее размеры 87х109 см. картина Никулина «Голубой Алтай» поступила из Алтайского краеведческого музея в 1967 году.

Данное произведение относится к жанру пейзажа реалистического направления, к пейзажу чистой природы, потому что здесь не присутствует никаких признаков цивилизации.

Композиционным центром, по моему мнению, является горный ручей в

центре картины, бегущий по горной долине. Здесь композиционный центр совпадает с геометрическим по закону композиции. Сюжетно - композиционным центром является собирательный образ горного Алтая с его горами, долинами, горными речками и зеленой порослью. Сюжетно - композиционный центр соответствует названию рассматриваемой нами картины «Голубой Алтай». Композиция является симметричной, все элементы картины уравновешены с двух сторон изображением гор, с левой стороны горы изображены на первом плане, а с правой стороны они изображены на втором плане. В картине присутствует движение, о чем свидетельствует бегущий горный ручеек и летящие по небу вздыбленные облака. Пространство картины не замкнутое, а открытое, так как на втором плане изображена просторная долина, а на третьем плане изображено небо светлое и голубое, что придает картине открытость. А также ближе к левой части картины видна небольшая линия горизонта. В построении композиции соблюдены правила, законы и приемы. Как уже было сказано выше, здесь использовался закон совмещения композиционного и геометрического центров - равновесие. Никулин, также как и Гуркин, использовал закон типизации, он передал на своей картине собирательный образ Горного Алтая. В картине присутствует движение, потому что организация зрительного впечатления строится на мысленном проникновении в иллюзорную глубину пейзажа. Новизна состоит в том, что Никулин, как и Гуркин, обращается к теме горного пейзажа. Размер картины играет в восприятии не маловажную роль, у нас большая по размерам картина соответствует выбранной теме изображения и подчеркивает ее значимость. Контраст по насыщенности делит картину на две части по диагонали. В левой части картины цвета более яркие и насыщенные, а в правой части они более бледные и приглушенные.

Композиция картины «Голубой Алтай» в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как голубой, зеленый, белый, коричневый, красный, серый, оранжевый и другие оттенки этих цветов. «Изысканна феерия красок - от пурпурных, ярко - фиолетовых к тающим голубым, сиреневым и нежно - розовым. Темпераментный мазок, сочность колорита, особая жизнерадостность»[16, c. 106]. Комбинация цветов гармоничная, уравновешенная, так как темные цвета используются в нижней части картины, а светлые цвета - в верхней части. Освещение идет от зрителя в глубину картины, потому что первый план хорошо освещен и силуэты четко видны, а на дальних планах свет плохо рассеивается и силуэты нечеткие и слегка размыты. По освещению можно предположить, что на картине изображен полдень или первая половина дня. Интенсивными цветами являются цвета на первом плане картины, этот участок лучше освещен, поэтому он более яркий. Здесь используется контраст по насыщенности, на первом плане цвета более яркие и насыщенные, а на дальних планах цвета бледные и приглушенные, о чем мы уже говорили выше. Колорит в произведении смешанный, здесь в равной степени используются и цвета холодной гаммы, и цвета теплых оттенков. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета; вид колорита тональный, так как на некоторых участках картины цвет более насыщен, а на некоторых - более приглушен. Картина носит живописный характер.

Картина написана на мелко - зернистом холсте маслом. Загрунтованность определить сложно, так как рама картины плотно подогнана. Но по картине видно, что все - таки какой - то грунт нанесен на поверхность это заметно по толстому слою на холсте. Никулин, в отличие от Гуркина, не использовал лессировки.

Мазок в картине «Голубой Алтай» дробный и мелкий, таким мазком писали импрессионисты, что Никулин и перенял от них. «Полотна Никулина своеобразны, хотя и несколько противоречивы сочетанием широкой пейзажной панорамы с манерой письма дробными, длинными мазками и мазочками, передающими хрупкость ветвей, зыбкость воздуха и как бы стирающими различия пространственных планов»[16, c. 97].

В картине силуэты четко прорисованы на первом плане, а на дальних планах они нарисованы более неясно и слегка размыто. Пейзаж «Голубой Алтай» можно разделить на три плана.

На первом плане картины «Голубой Алтай» расположен небольшой участок горы, с нарастанием по диагонали к левой части картины. «Дробность, некоторая орнаментальность рисунка первого плана создают особую ажурность, узорчатость живописи Никулина»[16, c. 98]. Гора изображена так, как - будто на ней предусмотрено место для случайного зрителя, который мысленно может перенести себя на этот участок и наблюдать с высоты птичьего полета за долиной. По горе, как - бы к ногам зрителя, бежит веселый ручеек, который пенится и кажется, как - будто это полоски снега. «Прозрачная вода хрустально чистого горного ручья на первом плане, большой массив валуна написаны почти в упор»[14, c. 23 - 24]. Здесь используются более яркие и насыщенные цвета: сочный зеленый, коричневый, красный, голубой, белый, оранжевый и другие цвета.

На втором плане изображается горная долина, в центре которой протекает горный ручей. Долина перемежается изображением зеленой поросли и изображением небольших скалистых выступов. За счет чередования зелени и скалистых выступов долина похожа на море, которое покрыто волнами. На этом плане используются более приглушенные цвета такие, как бледно - зеленый, бледно - голубой, светло - коричневый, а ближе к третьему плану эти цвета приближаются к белому и серому.

На третьем плане изображены горы, которые сменяют долину, и небо с бегущими по нему облаками. По горам, как и на первом плане, бежит ручеек, который больше похож на снежные полоски. Ручей изображенный на всех трех планах как - бы связывает их воедино и объединяет. Горы здесь представлены почти как силуэт бледными и сильно приглушенными цветами, которые ограничиваются белым, серым, светло - розовым, светло - голубым и другими цветами. Небо изображено в двух основных цветах, белом и голубом, с различными их оттенками. Оно изображается не спокойным и безветренным, а в движении и экспрессии, что выражается в бегущих по небу облаках.

Все пейзажи Никулина написаны такой необычной для панорамных изображений техникой, техникой импрессионистов, их манерой письма дробными мазками и яркой, разнообразной красочной палитрой. Он учился в академии «Жюлиан» в Париже, где пользовались техникой письма импрессионистов, что и отразилось на его творчестве. Никулин был сторонником реалистического пейзажа, как и Гуркин.

Картина «Голубой Алтай» занимает значительное место в творчестве художника и является самой лучшей картиной Никулина, верхом его творческой деятельности. Данная картина известна всем людям, интересующимся искусством Сибири. Картина «Голубой Алтай» подробно рассматривалась искусствоведами и ей посвящены отдельные статьи и небольшие книги.