logo
Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

1.2 Творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

В этом параграфе мы рассмотрим основные этапы творчества Гуркина

и Никулина.

Григорий Иванович Гуркин [Ил. 1] алтаец по национальности, родившийся и проведший юность среди людей, далеких от искусства, он рано почувствовал тягу к искусству. Он бегал в иконописную мастерскую и с жадностью наблюдал, как на чистом листе бумаги возникали изображения людей. Дома он увлеченно рисует фигурки людей и компонует целые сценки. Учеба в иконописной с. Улалы (ныне г. Горно - Алтайск), кратковременная работа учителем с. Паспаул.

Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов. Помимо заказов молодой художник пробует писать самостоятельные вещи. К самым ранним из известных картин Гуркина относится «Камлание. Ночь жертвы».

В 1897 году Гуркин вместе с Анохиным отправляется в Петербург. Его рисунки и живописные работы были одобрены И.И. Шишкиным. Это решило судьбу Гуркина: он не был принят в Академию художеств, но стал заниматься в мастерской Ивана Ивановича Шишкина. В 1897 - 1898 гг. Гуркин много копирует с рисунков И. И. Шишкина и О. А. Лагоды - Шишкиной. Появляется характерный для художника мотив - природа и человек. Задачи рисунков с натуры и живописных этюдов у художника неразделимы: углубленное и увлеченное изучение родной природы. В этом он был убежденный последователь традиции искусства И. И. Шишкина.

«В марте 1898 года Шишкин умирает на руках своего ученика. Первый год после смерти учителя он провел на Алтае. В марте 1899 года он снова приезжает в Петербург и подает в Совет профессоров - руководителей мастерских - прошение о зачислении его в мастерскую профессора А.А. Киселева. Совет постановил выдать ему бесплатный билет на право посещения занятий. А.А. Киселев, новый профессор Гуркина, не мог оказать на него какого - нибудь существенного влияния» [23, c. 51].

В 1905 году он возвращается на Алтай, и с этих пор вся его жизнь и творчество связаны с родными местами.

В 1908 году в г. Томске открывается художественная выставка. Ведущим в творчестве Гуркина становится пейзаж. Это были годы творческого подъема в его жизни. Почти каждый год открываются выставки в городах Сибири. Зимой 1910 г. выставка в Томске, затем в Красноярске, Иркутске, Бийске, Барнауле, опять в Томске.

Расцвет мастерства художника связан с поисками обобщенного образа природы Родины. Г.И. Гуркин открыл в искусстве тему могучего горного пейзажа. Неразделим с горами у Гуркина образ кедра. Вечнозеленый, стройный возвышается он среди гор. Образ в известной степени автобиографичен.

Гуркин был избран членом Томского общества любителей художеств. В эти годы он много путешествует, собирает этнографический материал, принимает участие в сборе и издании народного эпоса.

К концу 1920 - х гг. им были выполнены эскизы ряда жанровых работ. Не прошел художник и мимо темы, волнующей многих, - это образ В.И. Ленина. В работах 1920 - х гг. заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он теперь уже отказывается. Пространство в них не замкнуто, а почти всегда открыто далеко в глубину. Средний и дальний планы написаны широко, обобщенно.

«Нельзя не отметить педагогической деятельности Гуркина. В 1932 году в г. Ойрот - Туре (ныне г. Горно - Алтайск) под его руководством была организована художественная школа» [15, c. 95].

Андрей Осипович Никулин [Ил. 2] стал одним из первых живописцев, принесших в Сибирь веяния пленэрной живописи.

В 12 лет осуществилась мечта Никулина. Он поступил учиться рисованию к иконописцу, как и Гуркин, в г. Кургане. Год спустя семья Никулиных переехала в Барнаул. По настоянию представителей местной интеллигенции отец отдает Андрея Никулина учиться в Барнаульское окружное горное училище, где преподавалось рисование. Вскоре Никулин стал одним из первых учеников в училище и с группой товарищей работал с натуры под наблюдением художника М.С. Волышского.

Когда Андрей Никулин перешел на старший курс, его, как одного из одаренных учеников, пригласили писать декорации в Народном доме - первом общественном театре Барнаула.

При помощи Барнаульского общества попечения о начальном образовании Никулин блестяще выдержав экзамен, в 1897 году попадает в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Известно, что в училище Штиглица он был одним из первых учеников, почти каждый год участвовал в конкурсных выставках и получал премии. В основном работы выполнены карандашом - это учебные постановки, свидетельствующие о серьезном штудировании натуры. Начинающий художник неплохо чувствует пластику человеческой фигуры, внимательно изучает ее анатомическое строение.

Во время учебы в Петербурге произошло знакомство Никулина с Г. И. Гуриным [Ил. 3], А.В. Анохиным, Г.Н. Потаниным [Ил. 4].

В 1903 году Никулин с отличием заканчивает училище. Вскоре его, как лучшего ученика, направляют в заграничную командировку. Там он знакомится с европейским искусством и продолжает учебу в парижской академии «Жюлиан». С 1904 - 1905 гг. Никулин учился в академии. Время сохранило нам несколько живописных вещей этого периода. В основном это итальянские пейзажи, этюды Парижа. Живописные этюды начинающего художника говорят о возросшей профессиональной культуре, привлекают свежестью цвета пленэрной живописи. По возвращении из - за границы Андрей Осипович приезжает в Барнаул. По семейным обстоятельствам художнику пришлось оставить Барнаул и переехать в Саратов, где ему было предложено место преподавателя в рисовальном училище. Период жизни в Саратове охватывает 1906 - 1917 годы.

Летом 1908 года состоялась первая персональная выставка работ Никулина. После персональных выставок имя Никулина становится известным сибирской публике. Весну и лето, как правило, он проводит на Алтае, один или с группой художников выезжая в горы. Так Алтай стал ведущей темой в его творчестве, как и в творчестве Гуркина.

Никулин в Боголюбовском рисовальном училище Саратова преподавал рисунок в головном гипсовом классе, а также декоративную живопись и композицию.

В Саратове, кроме этюдов и пейзажей окрестностей города, он создает несколько жанровых композиций.

Уже по работам саратовского цикла можно судить о том, что истинным призванием Никулина был пейзаж, как и призванием Гуркина.

Важную роль в творчестве Никулина барнаульского периода сыграли Горный Алтай и Барнаул. В барнаульский период он работал и в жанре портрета.

Основное направление искусства Никулина лежало в области пейзажной живописи. Художник шел от натурных этюдов к постижению особенностей пластики и структуры горных рельефов, к специфике видения пространства страны «голубых гор». В последующих работах Никулин все глубже проникает в образ, появляется панорамность композиции, усиливается обобщенность (1910 - е годы).

Никулин с восторгом принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию (1917год). В 1924 году художник переезжает в Москву, где начинает работать на кинофабрике «Совкино» (впоследствии «Мосфильм»). В период работы на «Мосфильме» Никулиным была организована живописная мастерская, которая по своим масштабам, быстроте выполнения работ и мастерству была первой в нашей стране.

Много сил отдает Никулин, как и Гуркин, педагогической деятельности, щедро делясь своими знаниями и душевным теплом с молодежью.

Гуркин и Никулин являются первыми художниками на Алтае, они внесли большой вклад в развитие искусства Горного Алтая и Сибири того времени. Их творчество уникально, самобытно, многообразно и не прошло бесследно. Через все творчество Гуркина проходит тема горного озера, а через творчество Никулина - тема Горного Алтая.

«Главная историческая заслуга Гуркина перед русской пейзажной живописью состоит в том, что он принес в нее, открыл для нее целую, еще дотоле неведомую и непоказанную область - пейзаж Сибири»[23, c. 7]. Никулин принес на Алтай и в Сибирь традиции пленэрной живописи.

Гркин, как и Никулин, продолжает традиции реалистического пейзажа, которые в те годы почти ушли в прошлое.

картина пейзажная живопись творчество