logo
Фильм "Завтрак у Тиффани" в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности

Художественный анализ фильма «Завтрак у Тиффани»

Сюжет фильма основан на мелодраматической истории об очаровательной авантюристке Холли Голайтли, показанной через призму восприятия её жизни молодым писателем Полом Варжаком. Он, пытаясь узнать и понять молодую светскую львицу, незаметно для себя влюбляется в легкомысленную Холли и задумывается над своей жизнью. Таким образом, тема поиска себя и своего места в мире становится центральной в фильме, а мелодраматическая комедия приобретает ярко выраженный внутренний конфликт героев, приближающий жанр «Завтрака у Тиффани» к психологической драме.

Образ главной героини очень типичен для современного американского кинематографа, и за последние годы на экран вышли десятки фильмов о девушках, приехавших покорять Нью-Йорк. Образ Холли Голайтли, исполненный Одри Хепберн, стал образцом для изображения девушки, живущей в большом городе. Роль принесла ей не только славу самой высокооплачиваемой звезды Голливуда, но и сделала эталоном стиля, которым Хепберн является и сегодня. Холли Голайтли, перенесённая со страниц одноимённого романа Трумэна Капоте на экран, открыла миру новый тип. К началу 60-х женщины стали инициативны, предприимчивы и авантюрны. А Холли и вовсе во всеуслышание заявляет о своей независимости и свободе: от мужчин, от чужого мнения, от собственного прошлого. Конечно, в последнем она ошиблась, и её философия терпит крах при вмешательстве в неё реальности. Но неправильно считать этот женский образ гимном феминизма,- это в корне неверно. Скорее Одри Хепберн удалось сыграть такую героиню, которой хотят подражать миллионы. Образ жизни, стиль одежды, высказывания Холли Голайтли породили даже новую модную тенденцию, хотя фильм нельзя назвать произведением о модной индустрии.

Молодой писатель Пол Варжак, персонаж нарративный, пусть не от его имени ведётся повествование. Если в книге он обезличен, то в фильме авторы наделили его своей историей, похожей на историю главной героини. Полу принадлежит и великая миссия - открыть глаза девушке на наивность её мировосприятия. Он, как и Холли, живёт на деньги любовниц, только его положение куда более унизительно. Он это осознаёт и агрессивно реагирует на напоминания о своём низком статусе «любовника по вызову». И если Холли «прозревает» лишь после его слов: «Ты сама смастерила свою клетку, и в Цюрихе или Сомали она не заканчивается! Куда ни беги, ты всё равно прибежишь к самой себе!», то Пол, погрузившись в мир авантюрной искательницы богатого мужа, на протяжении всего фильма постепенно постигает ошибочность, как своего, так и её жизненного ориентира.

Авторы фильма не стали ограничиваться двумя главными героями, они ввели третьего, без которого фильм не был бы таким стильным. На улицах Нью-Йорка разворачивается любовная история, сыгранная Одри Хепберн и Джорджем Пеппардом. В оригинальном трейлере Paramount показали завораживающий город, блеск и мерцание, которого до этого никогда не было в кино. «Завтрак…» и сейчас ассоциируется с Нью-Йорком, хотя на самом деле не так много сцен было снято в самом городе! Всего 8 съёмочных дней работы в городе. Это сцены на набережной в Центральном парке, внешний вид Женской тюрьмы на 10-ой улице, стены дома, в котором жила Холли, площадка перед Нью-Йоркской Публичной библиотекой, ну и конечно, ювелирный бутик «Тиффани». Впервые в истории двери магазина были открыты в воскресенье, и около 40-ка продавцов и охранников следили за драгоценностями, пока работала съёмочная группа.

Наличие серьёзного внутреннего конфликта и сложных противоречий между героями не сделало «Завтрак у Тиффани» полноценной психологической драмой, хотя придало мелодраме её черты. В фильме более явными являются признаки комедии, а персонажи, окружающие героев преувеличенно комичны. Алана Рида, сыгравшего японца-фотографа Салли Томато, воплотившего в жизнь пример истеричного арендодателя можно сравнить с гениальными работами Нины Руслановой и Нонны Мордюковой в картинах «Будьте моим мужем» и «Бриллиантовая рука», соответственно. Гости на вечеринке, полицейские, бывший муж Холли - пример сумасшедших людей, о которых говорят герои вечером в спальне Тома, только познакомившись. И на их фоне наивная, со своими странностями, жаждущая богатого поклонника Холли выглядит довольной происходящим. Для Пола же этот мир чужд, нелеп и фальшив. Между героями время от времени возникают конфликты на почве разных мировоззрений, но, в конце концов, они остаются вместе, преодолев все преграды и проблемы, которые Холли не ведая создавала день за днём. Таким образом, «happy and», нравоучительный конец и яркие романтические отношения между главными героями сделали из новеллы Трумэна Капоте полноценную мелодраму.

Драматургия фильма классическая: события разворачиваются одно за другим. Но из-за наличия двух основных героев манера повествования постепенно изменяется. До вечеринки в квартире Холли она выступает в качестве наблюдателя за новым жильцом этажом выше (Полом), воспринимается происходящее на экране так, будто его переезд изменит её жизнь полностью. Но уже на вечеринке Пол становится главным созерцающим лицом, которому Холли куда более интересна, чем он ей. Для неё он новый друг, у которого всего одна напечатанная книга, и которая почти сделала его, по мнению Холли, настоящим писателем. Для Пола же мисс Голайтли не только повод для нового рассказа, который он берётся написать. Из этого интереса к девушке и её судьбе появляется дружба между ними, а вскоре и влюблённость.

Киноповествование «Завтрака у Тиффани» начинается со вступительной части - завязки: переезд Пола в новый дом и знакомство с Холли. Далее следуют сюжетные повороты, приближающие действие к кульминации: разговор в спальне (первое упоминание о брате), вечеринка, прогулка по Нью-Йорку и посещение магазина «Тиффани». Далее, сама кульминация. В данном случае это новость о смерти брата Холли, - Фреда. В развязке показаны последствия наивности героини Одри Хепберн (арест и разочарование в Хосе (политик из Бразилии)) и соединение Пола и Холли. Немаловажным является эпизод разговора Пола с любовницей, в котором мужчина разрывает отношения с ней, предпочтя бедную, но любимую Холли. Последующие эпизоды показали зрелость Пола, в отличие от мисс Голайтли, всё ещё жаждущей богатства, а не бескорыстной любви. Эти эпизоды были необходимы для придания фильму драматической окраски, они крайне эмоциональны и держат зрителя в напряжении, - как же поступит непредсказуемая героиня?

Монтаж «Завтрака…» не является новаторским, а изображение и ракурсы типичны для мелодрам и комедий того периода американского кино. Но, тем не менее, в 1962 году фильм получил пять номинаций на «Оскар» и взял две статуэтки - за лучшую песню и лучший саундтрек. Знаменитая песня "Moon River" была написана специально для Хепберн. Так как у нее не было вокального образования, песня создавалась таким образом, чтобы она смогла исполнить ее в одной октаве. Саму песню в период монтажа и вовсе хотели исключить из фильма, посчитав ее "простой и глупой", но Одри Хепберн сумела отстоять ее.

Процесс создания фильма «Завтрак у Тиффани»

Холли Голайтли из фильма не совсем Холли Голайтли Трумэна Капоте. Да и начало у книги и фильма разные: новелла начинается с рассказа писателя (в фильме его сыграл Джон Пеппард) о своей давней знакомой, несколько лет назад покинувшей Нью-Йорк, и недавно замеченной где-то в Африке. Он задаётся вопросом - она ли это? В книге это была девушка, читавшая только глянцевые журналы, туристические брошюры и гороскопы; курившая длинные сигареты и питавшаяся исключительно тостами. И у Капоте, в отличие от героини Хепберн, Холли явно была девушкой, которая спит за деньги с мужчинами.

Сейчас сложно представить, что Холли могла сыграть кто-то, кроме Одри Хепберн. Студия Paramount рассматривала в качестве исполнительниц главной роли Джейн Фонду, Ширли Маклейн, Розмари Клуни, Элизабет Тейлор и Мерлин Монро. А именно под последнюю Капоте писал свой роман. Монро была бы рада сыграть Холли, но продюсеры студии пригласили на пробы Одри. Капоте позже писал: «Эта роль идеально подходила Мэрилин. Книга была довольно жёсткой, а Холли Голайтли - женщина с очень сильным характером, не типаж Хепберн вообще. В отличие от Мэрилин Одри была идеальной, а героиня роман - несовершенна, такая, какой была тогда Монро. Одри и сейчас является моим другом и замечательным человеком, но эта роль была бы идеальной именно для блондинки Мерлин Монро».

За всю свою карьеру Одри Хепберн не снималась ни в одной сексуальной сцене, даже на сцене в театре, где она исполняла роль Жижи, не было и намёка на секс. Но по признанию самой Хепберн, она чувствовала, что на заре сексуальной революции ей пора сыграть роль, которая позволила бы ей быть актуальной времени, остаться на плаву киноиндустрии. В интервью «New York Times» актриса рассказала, что долго колебалась перед тем, как принять роль, и согласилась лишь после уговоров Блейка Эдвардса, которого считала идеальным режиссёром, и чьи методы работы были близки ей самой.

Однако не всё было гладко. В одном из интервью Блейк Эдвардс говорил, что в первые дни съёмок Одри не понимала его: «Мы репетировали, решали, что будет происходить с её героиней на ближайших съёмках. Но когда она возвращалась на площадку, делала нечто совершенно иное!» Тогда он не называл имён, но всем было ясно, на что намекал режиссёр. Ещё до начала съёмок «Завтрака у Тиффани», Эдвардса предупреждали, что на Хепберн сильно влияет муж, актёр Мел Феррер. Талантливый, гиперактивный, жены ему настолько же важна, как и его собственная.

Хепберн и Эдвардс поладили мгновенно, но Феррер приходил на съёмочную площадку и нескончаемо критиковал жену. В конце концов, режиссёр отозвал её в сторону и предложил выбрать самой, кто будет режиссировать фильм. После этого разговора, если Феррер и приезжал на съёмки, то уже не был столь активным.

Самой сложной в постановке оказалась сцена вечеринки в квартире Холли, её даже назвали «несчастный Блейк Эдвардс». Её снимали в 9-ом павильоне студии Paramount, и площадка на несколько дней превратилась в настоящий фестиваль шампанского. Это были самые дорогие съёмки студии в 1960-ом году. В архивах записано: «За 6 дней они использовали по 90 литров чая, имбирного эля и других безалкогольных напитков в смену. В дополнение к этому различные колбасы, соусы, бутерброды, хот-доги и картофельные чипсы. Было выкурено 60 блоков сигарет. Дыма было столько, что он окутывал головы актёров, не позволяя разглядеть, кто есть кто». Но все участники съёмок этой знаменитой сцены были подобраны лично Эдвардсом. Это были друзья и знакомые режиссёра. Актриса Мириам Нельсон, говорила, что они наслаждались тем безумием, которое позволил создать их общий друг.

Новелла Трумэна Капоте повествует о событиях, происходивших в 1943 году, и было бы странно, если бы героиня фильма уже в 60-х исполняла песни Курта Вейла и Кола Портера пятнадцатилетней давности! Выбор режиссёра пал на композитора Генри Манчини, с которым он работал на сериале «Питер Ганн» (1958-1961) и с которым впоследствии продолжит сотрудничать в фильме «Розовая Пантера» (1963). О написании «Moon river» Манчини сказал так: «Это была одна из самых сложных работ для меня, потому что я не мог понять, что же эта молодая леди могла петь на пожарной лестнице. Я думал над этим почти месяц.… Но после встречи с Одри процесс пошёл быстрее! Я решил, какой будет песня после того, как услышал её голос - тихий, с лёгкой хрипотцой».

Продюсер Ричард Шепард не раз в своих интервью будет говорить, сколько дискуссий было по поводу того, будет ли голос Одри, исполняющей ставшую знаменитой песню, звучать в конечной версии фильма. Блейку Эдвардсу предлагали использовать запись с Марни Никсон (именно её голосом будет петь Хепберн через несколько лет в «Моей прекрасной леди»), но он отказывался, веря в свою подопечную. Генри Манчини же рассказывал, что после предпремьерного показа, на котором отслеживалась реакция публики, создатели фильма провели совещание. На нём новый генеральный продюсер Paramount очень грубо высказался о «Moon river», назвав её «fucking song» и потребовал убрать песню из фильма. Как известно, Одри Хепберн удалось отстоять композицию, которая вскоре получит «Оскара».