Фильм "Завтрак у Тиффани" в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности

курсовая работа

Взлёты и падения жанра мелодрамы в белорусском кино

Белорусское кино неразрывно связано с жанром мелодрамы. Ещё на ранних стадиях его развития появлялись фильмы, которые можно причислить к данному жанру. Специфика молодого советского кинематографа заключалась в создании картин, приучая зрителя к новой жизни, показывающих пороги недавнего, дореволюционного прошлого. Фильм «Проститутка» 1927 года был именно таким. «Задача этой картины: дать киноагитационный материал за борьбу с проституцией…» Но, несмотря на поучительные моменты, новеллы, показанные в фильме, схематичны, и являют собой мелодраму в чистом виде.

Лента «Моя любовь» вышедшая на экраны в 1940 году, явила пример перенесения уже традиционного для западного кино того времени жанра на советскую почву. Благодаря музыке Дунаевского фильм наполнился лиризмом, и критиками даже приравнивался к музыкальным комедиям И. Пырьева и Г. Александрова. Иллюстративность и схематичность легко просматриваются в «Моей любви», тем не менее, фильм явил яркий пример использования мелодраматических мотивов в канве лирической комедии.

Нельзя забывать, что партийное руководство не допустило бы на экран ярко выраженных мелодрам, из-за причисления их к «низким жанрам». Поэтому выходили такие фильмы под графой социально-бытовая драма, лирическая комедия. Советские режиссёры, в отличие от американских, работали в совершенно других условиях. Несмотря на политические и идеологические ограничения, в белорусском кино в разных жанрах пытался работать Владимир Корш-Саблин.

Отличительной особенностью белорусского кино первых послевоенных лет является сравнительно большое количество фильмов, где раскрывается тема труда на заводах или в колхозах. На фоне возрождения страны показаны перипетии человеческих отношений. Например, в комедийном ключе снят фильм «Новый дом» (1954 г, реж В. Корш-Саблин). Этим же режиссёром в 1956 году был поставлен фильм «Посеяли девушки лён», где конфликт, по задумке, нёс более напряжённый социально-психологический характер. Но фильм подвергся критике, главной причиной которой была неполнота выражения жанра: «Конечно, в этом схематичном сюжете есть интересно поставленные и снятые эпизоды, актёрской искренностью сцены; есть характерная для постановок Корш-Саблина атмосфера радости труда. Но всё это теряется в общей условной, подчёркнуто красивой манере киноповествования. Для режиссёра пагубна потеря ощущения жанра.… Задумывалась комедия, создавалась лирическая киноповесть, получилось - красочной представление на темы идеализированной советской жизни». (КДвЖ С. 99 - 100). Не была оценена кинокритиками и мелодрама 1960 года «Любовью надо дорожить» режиссёра Сергея Сплошникова. В газете «Звезда» от 7.02.1960 был опубликован артикул, в котором создателей обвинили в порче художественного вкуса современной молодёжи и бесконфликтности. Можно прийти к выводу, что белорусским кинематографистам удавалось удачно спекулировать с на «слезных железах» зрителя, одна художественной ценности мелодраматические картины 50-х, к сожалению, не имели.

С середины 60-х годов в белорусском кино начались перемены: пришло новое поколение молодых режиссёров, под влиянием «оттепели» на все сферы жизни советского общества и в кино появилась свобода творчества. В 1965 году выходит киноповесть «Любимая» (реж. Ричард Викторов), показавшая поэтичную историю любви молодых людей. « В лирических сценах есть и вкус, и искренность, и что, важно, подлинная кинематографичность. Добыт драгоценный сплав бытовой, психологической правды и поэзии - сплав, который не даётся в руки людям сухим и малоодарённым» (СЭ № 18, 1965).

Но самой основной проблемой белорусского кино, на мой взгляд, был слабый драматургический материал. Слабые сценарии не давали актёрам и режиссёрам раскрыть в полной мере свой талант, - заштампованность, бесконфликтность, неинтересные характеры. «Нечаянная любовь» (1971), «Счастливый человек» (1970) имели интересный замысел, однако либо история оказывалась слишком надуманной и неактуальной, либо характеры главных героев не соответствовали совершаемым ими поступкам.

В современной Беларуси, в условиях рынка, господствуют западные тенденции: зритель идёт в кинотеатры на зрелищные фильмы, а жанр мелодрамы, синтезируясь, оказался на телевидении. После распада СССР белорусское кино оказалось в кризисной ситуации, из которой до сих пор пытается выйти. В 2001 году вышла достойная работа Александра Ефремова «Поводырь». В картине присутствуют сюжетные мотивы «Огней большого города» Чарли Чаплина. В «Поводыре» всё в меру: глубина трагизма сменяется лёгкими комедийными моментами, при этом, не портя общего впечатления от картины. Единственное -- чувствуется переигрывание некоторых из актёров.

Выпускаются сериалы, ТВ-фильмы («Тихий центр» и «Трамвай в Париж» оба 2010). Однако проблема остаётся та же, что и 40 лет назад: слабая драматургическая первооснова. В фильмах о современности нет тем, которые действительно волнуют жителя города или деревни. Желание создать «авторское» или «фестивальное» кино мешает кинематографистом научиться работать с жанрами. А отсутствие отработанных на национальной почве схем (как это произошло у американцев к концу 50-х гг) не позволяет экспериментировать и создавать что-то новое ( не имея художественно ценного старого).

С позитивной точки зрения, белорусским режиссёрам удаётся работать с мелодрамой внутри других жанров. Удачных комедий в белорусском кино было немного и в советское время. В военном кино позитивных примеров гораздо больше. В телевизионном сериале «В июне 41-ого» любовная линия прописана очень чётко и ярко. Поступки героя объясняются не только преданностью Родине, но и любовью Бурова (С. Безруков) к Ханне (М. Горска). В традициях советского военного кино создан характер главного героя, но время внесло свои коррективы. Та же ситуация произошла с ТВ-сериалом «На безымянной высоте» (реж Вячеслав Никифоров). Только к мелодраматической канве приплетается ещё и детективная линия.

Телеведущий и кинокритик Александр Гордон назвал мелодраму жанром, «паразитирующим на слезных железах» зрителя. Чтобы вызвать у нас слёзы, режиссёры чаще всего эксплуатируют детей, стариков и животных. Мало кого оставит равнодушным сцена, когда героиня фильма «Завтрак у Тиффани» выбрасывает под проливной дождь Безымянного рыжего кота. К сожалению, белорусским кинематографистам пока не удалось снять настолько стильное кино, но мы располагаем для этого достаточными возможностями.

Вывод

Жанр «мелодрама» всегда был одним из любимых у зрителей, и очень недооценивался критиками. Фильмы с Одри, романтичные, очаровательные и красивые, по своему характеру сейчас сравнимы лишь с французскими комедиями с участием Одри Тоту (вновь Одри!). Американским же режиссёрам всё реже удаётся создавать подобное кино….

«Завтрак у Тиффани» - не великий фильм. История, показанная в нём, слишком нереальна, а эмоции чересчур яркие. Но в нём присутствует уникальный, неповторимый стиль. Он наполнен тоской, которая делает фильм любимым для зрителя, ностальгией, заставляющей вспомнить свою молодость, когда всё казалось простым и лёгким, и было наполнено духом свободы. Картину можно поставить в один ряд с «Унесёнными ветром», «Это случилось однажды ночью», «В джазе только девушки», - они не были произведениями искусства, но стали любимыми у ни одного поколения!

Делись добром ;)